03.08.2012 12:01
Новости.
Просмотров всего: 6734; сегодня: 3.

В «РИА Новости» прошла пресс-конференция президента НОСТРОЙ Ефима Басина

В конце июля в международном мультимедийном пресс-центре РИА «Новости» состоялась пресс-конференция президента Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Ефима Басина на тему: «Строительный комплекс России на пороге вступления в ВТО». На мероприятие пришли около 30 журналистов – представителей ИА «РБК», «РИА Новости», «Известий», «Российской газеты», «Славянских новостей», журналов «Бизнес-контакт», «Строительный мир», «Строительная орбита», радиостанции «Голос Америки», телеканалов «ТВ 3» и «Эксперт ТВ», а также Ассоциации СРО «Единство».

Выразив мнение, что российские строители не пострадают от прихода на отечественный рынок иностранных компаний, Ефим Басин призвал «отбросить все страхи и опасения относительно вступления в ВТО и начинать работать». Положительным фактором он назвал повышение конкуренции, что будет способствовать улучшению дисциплины, производительности труда, а также использованию новых технологий и материалов. «Конкуренция – двигатель прогресса», — заявил президент НОСТРОЙ. В строительной сфере иностранным компаниям предоставляется национальный режим деятельности, такой же, как и для российских организаций. Иностранные строительные организации так же, как и российские, обязаны получить допуск для строительной деятельности в России, став членом соответствующей саморегулируемой организации. Иностранная проектная документация в отношении достаточно крупных объектов должна пройти обязательную экспертизу на соответствие требованиям российских технических регламентов, что фактически означает экспертизу на соответствие российским стандартам и строительным нормам и правилам. А для российских строительных компаний вступление в ВТО даст возможность участвовать в тендерах за рубежом в большем, чем ранее, числе стран.

Для оценки воздействия на строительную отрасль факта участия в ВТО нужно рассматривать с одной стороны строительные работы, с другой – строительную индустрию. С точки зрения таможенного тарифного регулирования ситуация в отношении промышленности строительных материалов и изделий существенно не изменится, поскольку действующие импортные таможенные пошлины уже сегодня не превышают предельных уровней, установленных ВТО. Сейчас многие материалы завозятся из-за рубежа, поэтому у российских производителей строительных материалов могут возникнуть определенные сложности с выживанием в еще более жестких условиях рынка.

Повышение уровня квалификации рабочих кадров, снижение административных барьеров и изменение устаревшей базы нормативно-технической документации – вот задачи, которые стоят перед профессиональным строительным сообществом на ближайший период. Кризис 2009-2010 годов сильно ударил по строительному комплексу, практически лишив его бюджетных средств. Присоединение к ВТО должно способствовать привлечению отечественных и иностранных инвестиций, без которых построение новой модели российской экономики невозможно. Для этого в России должен быть не просто благоприятный, а экономически привлекательный инвестиционный климат. Тем не менее пока инвестиционной активности в строительной сфере препятствуют неприемлемо высокие административные барьеры.

В настоящее время срок согласования разрешительной документации на жилой дом составляет около трех лет, включает в себя не менее ста процедур и обходится в 25 млн рублей, отметил Ефим Басин. НОСТРОЙ проделал масштабную работу по выявлению административных барьеров. Ефим Басин сообщил, что большая часть согласований приходится на местные власти. По его словам, если исключить половину бюрократических процедур за счет приведения региональных норм в соответствие с федеральными , стоимость жилья может сократиться на треть. В настоящее время НОСТРОЙ продолжает работу в этом направлении и проводит анализ мониторинга информационной открытости органов власти, отвечающих за строительство. Мониторинг информационной открытости проводился фондом «Институт экономики города» с февраля по июль 2012 года в 25 городах России, включая Москву и Санкт-Петербург. Было исследовано более 150 интернет-сайтов органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги в сфере регулирования жилищного строительства, а также электросетевых организаций и организаций, эксплуатирующих сети водоснабжения и водоотведения на предмет информационной открытости таких органов и организаций при взаимодействии с застройщиками в процессе реализации проекта строительства многоквартирного дома. В обследованных городах уровень информационной открытости является крайне низким – в среднем он составляет 32% от требуемого уровня. Единственным из обследованных городов городом, в котором застройщики имеют доступ к информации об общем перечне необходимых процедур при реализации инвестиционно-строительных проектов, является Пермь. Высоким уровнем открытости, по сравнению с другими городами, вошедшими в исследование, также отличается Санкт-Петербург (65%), а Москва находится только на шестом месте (39%). Наименее открытыми при организации процедур для застройщиков являются электросетевые организации и организации, эксплуатирующие сети водоснабжения и водоотведения.

На пресс-конференции прозвучал вопрос, насколько отличаются Еврокоды от национальных стандартов. Ефим Басин ответил, что основное отличие заключено в сложности самого принципа конструкции европейских унифицированных строительных норм и правил. Однако сложностей с переходом на них возникнуть не должно, отметил он. Еврокоды нуждаются в техническом переводе и национальных приложениях, разработкой которых сейчас и занимается НОСТРОЙ. Эта работа будет завершена к концу года. Вместе с тем актуализируются национальные СНиПы и стандарты. Уже сегодня каждый 6-й стандарт в строительстве полностью или частично гармонизирован с европейскими. НОСТРОЙ разработал более 70 стандартов, содержащих требования к правилам ведения работ и контролю за ними, в т.ч. по новым технологиям и материалам.

Также Ефим Басин сообщил, что Минрегионом РФ при участии НОСТРОЙ разработан проект технического регламента Таможенного союза "О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов и изделий". Документ прошел межведомственные согласования и 10 апреля 2012 года одобрен подкомиссией по техническому регулированию Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции. Сейчас проект техрегламента готовится к рассмотрению Евразийской экономической комиссией и, скорее всего, будет принят в течение 1-2 ближайших месяцев.

Отвечая на вопрос, что отечественные строительные компании могут предложить Западу, Ефим Басин сообщил, что монолитное домостроение, транспортное строительство, строительство гидропроводов сегодня в России находится на международном уровне. Многие стройматериалы перестали быть дефицитом и производятся на территории нашей страны. В частности, мы поставляем за рубеж цемент. Однако Россия все еще отстает по уровню дисциплины, квалификации рабочих кадров и малой механизации.

Представитель «Славянских новостей» поинтересовался, каких отрицательных последствий однозначно не удастся избежать. Ефим Басин сообщил, что в первую очередь присоединение к ВТО негативно скажется на сельском хозяйстве и сельхозмашиностроении, и государству следует приложить все усилия для защиты этих отраслей, являющихся наиболее чувствительными. Иностранные компании предлагают более производительные машины и сельскую продукцию с меньшими затратами. «Нас уже заполонили иностранным картофелем, ягодами, фруктами. Мясо мы вообще везем из Аргентины, Новой Зеландии; ножки Буша известны всем. Эта продукция, конечно, более дешевая. Но даже без всякой ВТО мы угробили птицеводство. Если напрямую государство не может субсидировать эту продукцию, то существует очень много окольных путей, которые позволяют помочь сельскому хозяйству, – например, строительство дорог, школ, детских садов, инфраструктуры, жилья. Все это государство может делать независимо от каких-то запретов ВТО», — пояснил президент НОСТРОЙ.

Журналист болгарского издания «Бизнес-контакт» спросил, насколько пугает иностранные компании коррупционная составляющая бизнеса в России. «Я думаю, эта система будет потихоньку отмирать. Чем больше иностранных компаний будут у нас работать, тем чище будут отношения. У них это более открыто, чем у нас, особенно если речь идет о солидных компаниях. Солидные компании часто берутся за строительство объектов, финансируемых частными инвесторами, а частный инвестор не заинтересован в коррупции и повышении цены», — дал прогноз Ефим Басин.

Корреспондент «Эксперт ТВ» поинтересовался, скажется ли увеличение объема строительства жилья на его стоимости. «У нас дикая страна. Много строят – и все равно дороже получается. У нас цены растут в зависимости от ажиотажного спроса. Нет такого соответствия стоимости и качества, стоимости и себестоимости. В принципе, конечно, чем больше будут строить, тем больше по всем законам экономики должна падать цена. Мы в это верим, но это произойдет еще нескоро. Может быть, года через три», — объяснил Ефим Басин, добавив, что вне зависимости от ВТО Россия может принять ряд мер, которые снизят стоимость строительства. Снятие административных барьеров, согласно прогнозу президента НОСТРОЙ, минимум на 40% снизит стоимость жилья.

Представитель «РИА Новости» задал вопрос, как сейчас обстоит ситуация с основным перевозчиком – ОАО «РЖД». «К сожалению, продолжаем жаловаться на РЖД. Сегодня на железной дороге в России работают 1400 перевозчиков, а серьезных – лишь несколько десятков. При этом все пользуются услугами только одного оператора – РЖД. Мелкие перевозчики получают возможность перевозить строительные материалы в последнюю очередь, они вынуждены простаивать и это они закладывают в свои тарифы», — пояснил ситуацию Ефим Басин. По мнению президента НОСТРОЙ, мелким перевозчикам нужно объединяться и наравне с их укрупнением необходимо находить альтернативные виды перевозок, например, использовать грузовые автомобили и водный транспорт. «Из школьного курса все мы помним, что водный транспорт является самым дешевым. Посмотрите на Рейн в Германии или Темзу в Лондоне, как активно используются эти пути. Там сплошные потоки барж, кораблей, теплоходов. А у нас пустые реки – ни рыб, ни перевозки грузов. Единственное, что у нас хорошо работает – это газо- и нефтепроводы, потому что это пока наследие прошлого», - высказал мнение Ефим Басин.

Корреспондент радио «Голос Америки» спросил, чего стоит ожидать компаниям из США на российском строительном рынке. Ефим Басин сообщил, что в Сочи работают ряд турецких фирм, на Дальнем Востоке – китайские, японские, корейские компании, предлагающие меньшую цену и лучшие сроки. «Они все равно используют наших рабочих, наши мощности, и страна заинтересована в том, чтобы иностранцы привносили свою культуру труда на наши объекты. Но допуск на производство работ, повторяю, они получают в российских СРО на общих основаниях, безо всяких привилегий», — подчеркнул Ефим Басин, еще раз отметив, что выбор подрядчика проводится не по национальности, а по условиям, которые он предлагает заказчику.

На прозвучавшую просьбу подробнее осветить деятельность НОСТРОЙ Ефим Басин рассказал, что саморегулирование появилось три года назад и пока еще является новым для России явлением: «Многие рассчитывали на государственное регулирование и не верили, что получится внедрить саморегулирование. А государство, как оказалось, в условиях рынка не в состоянии за все браться, и многие функции делегировало профессиональным сообществам. Так и родилось саморегулирование в области строительства. Саморегулируемая организация позволяет каждому отвечать за всех, а всем – за каждого. Допустил брак, нанес ущерб – платит все сообщество, то есть ответственность повышается. НОСТРОЙ создан для того, чтобы объединить и координировать работу всех СРО. Сегодня в области строительства 243 СРО, они все объединены в национальные объединения – это примерно 100 000 организаций». Ефим Басин рассказал о структуре НОСТРОЙ (Аппарат, Съезд, Совет, 19 отраслевых комитетов, 10 окружных советов) осветил основные достижения и приоритетные задачи на ближайший период. «Эта система позволила быть услышанным. Сегодня профессиональное сообщество получило возможность участвовать в разработке законопроектов, нормативных документов на стадии их подготовки. Во-вторых, мы можем на всех трибунах (и в Госдуме, и в правительстве) защищать интересы строительных организаций, и к нам прислушиваются. И президент, и премьер-министр говорили, что саморегулирование – это движущая сила российской экономики, демократизация и основа создания гражданского общества. Здесь нам удалось сосредоточиться на самых узких местах развития отрасли. Например, вопрос технического регулирования: 7 лет не работали СНиПы – старые законы были отменены, а новых не было. 90 обязательных СНиПов сегодня разработаны, актуализированы и приняты. Мы также начали разрабатывать стандарты, по которым должны работать все строители – это тоже повысит и качество, и безопасность наших объектов. Вторая серьезная проблема – это кадры. Отрасли не хватает 2,5 млн специалистов, которые бы систематически повышали свою квалификацию. Система, существовавшая в советское время, когда каждые 5 лет специалист был обязан повысить свою квалификацию, пропала. Единая система аттестации позволила нам аттестовать 50 тысяч специалистов, а за пятилетку нам предстоит обучить полмиллиона человек. Конкурсом «Строймастер», проводимым по всей стране, мы подтягиваем патриотизм и уровень подготовки наших рабочих кадров. Также мы помогаем малым предприятиям, не имеющим возможность из своего бюджета оплатить повышение квалификации», — рассказал президент НОСТРОЙ Ефим Басин.


Ньюсмейкер: СРО Единство — 184 публикации
Поделиться:

Интересно:

География фольклора: место действия мифов и сказок
28.12.2024 17:52 Аналитика
География фольклора: место действия мифов и сказок
В славянских мифах и сказках встречались реальные географические точки: богатыри охраняли заставы крупных городов, герои отправлялись в плавание по Волге-матушке, а князья царствовали в своих землях — Новгороде, Суздале и Москве...
В метро Москвы курсирует поезд, посвященный 100-летию Театра сатиры
28.12.2024 17:20 Новости
В метро Москвы курсирует поезд, посвященный 100-летию Театра сатиры
В московском метро появился новый тематический поезд. Он посвящен вековому юбилею Московского академического театра сатиры и будет курсировать в течение полугода. Каждый из пяти вагонов состава рассказывает об одном из 20-летних периодов жизни коллектива. Кроме того...
Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке
28.12.2024 13:31 Аналитика
Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке
Свечи вместо гирлянд, колядки вместо телевизора и письма вместо звонков: как отмечали новогодние праздники в XIX веке. В гости 1 января Традиция длинных новогодних праздников в России зародилась давно. В XIX веке торжества затевали с приходом Святок, целой череды...
Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...