02.07.2013 16:41
Новости.
Просмотров всего: 9644; сегодня: 1.

Строительная опалубка: на рынок приходят новые решения

Строительный рынок России практически полностью восстановился после кризиса 2008 года, утверждает статистика и эксперты. Объёмы строящихся и вводимых объектов растут. При этом рынок диктует запрос на более экономичные и быстрые способы строительства. Однако помимо вопроса о наличии таких технологий, возникает вопрос о готовности застройщиков к переменам в технической базе.

По данным Росстата, в 2012г. в России было введено в действие 235,2 тыс. зданий (в 2011г. – 223,8 тыс. зданий), их общий строительный объем составил 447,1 млн. куб. м (в 2011г. – 407,7 млн. куб. м), общая площадь – 103,9 млн. кв. метров (в 2011г. – 94,8 млн. кв. метров). Из числа введенных в действие в 2012г. зданий 93,3% составляют здания жилого назначения.

В 2012г. организациями всех форм собственности построено 826,8 тыс. квартир общей площадью 65,2 млн. кв. м., что на 4,7% выше соответствующего периода предыдущего года. Индивидуальными застройщиками построено 28,2 млн. кв. м общей площади жилых домов, или 43,2% от общего объема жилья, введенного 2012 году.

Наиболее перспективным способом возведения высотных зданий на сегодня является монолитно-каркасное строительство. Данная технология также активно используется при строительстве малоэтажного жилья. Это признают не только представители отрасли за рубежом, но и отечественные специалисты. На рынке Санкт-Петербурга и Москвы доля монолитного многоэтажного домостроения перевалила за 50%. Дело в том, что хорошо отлаженный способ крупнопанельного домостроения, который использовался с 60-х годов прошлого века, уже устарел. Что же пришло на смену и каковы тенденции на рынке опалубки?

Изучаем особенности

Монолитно-каркасное строительство — современная технология, обладающая ярко выраженными достоинствами по сравнению с другими способами возведения жилых и инфраструктурных объектов. Железобетонный монолитный каркас здания и плита перекрытия создаются прямо на стройплощадке с помощью съемной опалубки. Наружные стены могут быть любыми – кирпичными, пенобетонными, навесными. К преимуществам монолитного строительства относится возможность использовать самые различные архитектурно-планировочные решения и вписывать возводимые объекты в ландшафт и существующую застройку. Монолитные плиты перекрытия создают ровную поверхность потолка без швов, готовую для окраски или оклейки. Отсутствие громоздких несущих стен позволяет воплотить любые желания заказчика по планировке квартиры, исключением станет только перенос санузлов и кухонь из-за наличия транзитных коммуникаций водопровода, канализации и газоснабжения. К плюсам данной технологии относятся:

• минимальные ограничения на тип грунта и прочность фундамента (особенно важно для набирающего популярность массового малоэтажного строительства),

• высокая прочность и сейсмостойкость таких зданий,

• свободная планировка,

• хорошая звукоизоляция,

• минимальные затраты на отделку и т.д.

Как уже было сказано выше, краеугольным камнем технологии монолитно-каркасного строительства является использование опалубки. Застройщики используют как крупнощитовую, так и мелкощитовую опалубку. Интересно, что в настоящее время на российском рынке опалубки происходят определённые подвижки, связанные с распространением новых, более экономичных технологий.

Разборно-переставная крупнощитовая опалубка выполняется из каркасных щитов повышенной несущей способности (обычно массой 150–500 кг) и креплений. Усиленные ребра каркаса позволяют отказаться от поддерживающих элементов. Тяжи, удерживающие щиты, крепятся к стальным анкерам, закладываемым в основание или в ранее уложенный бетон сооружения. Монтаж и демонтаж подобных систем осуществляется с помощью подъемных механизмов. Опалубка выдерживает давление бетона порядка 80 кН/кв.м.

Разборно-переставная мелкощитовая опалубка состоит из отдельных щитов, замков для их соединения и поддерживающих элементов. Из элементов такой опалубки можно собрать практически любую форму для бетонирования конструкций фундаментов, стен, колонн и перекрытий. По достижении бетоном необходимой прочности, опалубка разбирается и переставляется на новое место. Такая система обычно не требует применения грузоподъемных механизмов и выдерживает давление бетона порядка 40-60 кН/кв.м.

Исследуем рынок

В мае 2013 года консалтинговое агентство FPRG провело экспертный опрос директоров и главных инженеров 50 строительных компаний г. Москвы. Основной целью опроса стало определение отношения представителей отрасли к перспективным видам опалубки для монолитных работ. Изучение результатов исследования позволило сделать несколько важных выводов, которые отражают общее положение дел в отрасли и некоторые тенденции ее развития в области применения опалубочных систем.

Компании, принявшие участие в опросе, за последний год возводили различные типы объектов:

При этом большая часть опрошенных заявили, что используют на постоянной основе крупнощитовую опалубку производства российских и европейских фирм. Качеством и эксплуатационными характеристиками используемых систем строители в подавляющем большинстве удовлетворены, хотя есть и исключения. Опыта использования опалубки из Азии у компаний нет – кроме крупнощитовой опалубки из Турции, которую респонденты не считают азиатской.

Несмотря на то, что ряд возводимых объектов (обычно это жилые дома и объекты инфраструктуры) объективно не требует применения достаточно сложных и тяжелых крупнощитовых систем с избыточным ресурсом прочности, строительные компании готовы нести некоторые издержки для того, чтобы использовать в своей работе одну многократно обкатанную технологию.

Вместе с тем, около 75% опрошенных компаний параллельно с крупнощитовой использует также мелкощитовую опалубку. Те из московских строителей, кто её применяет, отдают предпочтение отечественным системам либо (в меньшей степени) собственным разработкам. О мелкощитовой опалубке, произведенной в Юго-Восточной Азии (в частности, в Южной Корее, которая является признанным лидером в этой отрасли) респонденты имеют мало информации и редко ее используют. Максимальное доверие у московских строителей вызывает опалубка из России (уровень доверия 85% от числа опрошенных), и Германии (73%) и США (40%). Самые низкие показатели доверия – у продукции китайского производства (13%).

Опрос показал, что руководители и главные инженеры строительных компаний Москвы недостаточно осведомлены о преимуществах мелкощитовой опалубки. К примеру, порядка 40% опрошенных не знает, что при помощи данного вида оборудования возможно организовать систему комплексной заливки монолита, когда один этаж здания (включая стены, колонны, лестничные марши, лифтовые шахты и перекрытия) «поднимается» в срок до 7 дней с одновременным монтажом коммуникаций. Почти половина опрошенных не слышала о том, что мелкощитовая опалубка широко применялась при строительстве объектов саммита АТЭС во Владивостоке.

Делаем выводы

В этой связи предсказуемой стала следующая оценка: 47% опрошенных экспертов считает, что доля мелкощитовых систем на московских стройках в ближайшее время не изменится. При выборе типа опалубки определяющую роль играет история строительных компаний, парк имеющегося у них оборудования и, как ни странно, сила привычки. Вот как звучали типичные высказывания экспертов:

«Я думаю, что те, кто пользовался мелкощитовой опалубкой, будут использовать ее, а те, кто привык крупнощитовой, будут пользоваться ей. Вряд ли кто-то изменит свои привычки. Так что если новых компаний в регионе не появится, то использование мелкощитовой опалубки останется на прежнем уровне».

«Кому сейчас удобно работать с мелкощитовой, будут продолжать её использовать, так как значительно сокращается время работ и упрощается стройка. Все зависит от объема строительства».

Опрос московских строителей позволил сформировать рейтинг требований представителей отрасли к опалубочному оборудованию. Наиболее важными свойствами названы качество, надежность, цена, универсальность и совместимость с другими системами, а также быстрота и простота сборки.

Оцениваем перспективы

Рынок опалубочных систем в г. Москва остаётся достаточно консервативным. Основную долю на нём занимают проверенные решения и технологии, многие из которых использовались строителями ещё в советское время.

Внедрение новаций – таких как мелкощитовые системы и системы комплексной заливки монолита – ставятся экспертами в прямую зависимость от динамики строительного рынка. Так, появление заказов на новые объекты потребует от застройщиков расширения парка оборудования, а растущая конкуренция заставит снижать издержки и искать более выгодные технологии. Снова обращаясь к данным Росстата основными факторами, сдерживающими деятельность строительных организаций, согласно данным за 2012 год, являются: высокий уровень налогов (на этот фактор указали 50% опрошенных руководителей организаций), высокая стоимость материалов, конструкций, изделий (38%) и конкуренция со стороны других строительных фирм (34%).

Вот как прокомментировал ситуацию Евгений Клочков - исполнительный директор компании FORA SYSTEMS, специализирующейся на решениях в области монолитного строительства и поставке оборудования:

- Москвичам пора присмотреться к опыту строителей Дальнего Востока: в последние годы значительная часть объектов здесь возводится при помощи мелкощитовых систем. Это высотные жилые дома и крупные промышленные объекты. Тем более что под боком у дальневосточников – пример азиатских «тигров» (Южной Кореи и Сингапура, а также Вьетнама и Индии). Здесь значительная часть монолитных высоток строится именно при помощи мелкощитовой опалубки. Очевидно, это обусловлено рядом свойств данного оборудования. Так, использование мелкощитовой опалубки не требует применения подъемного крана, поскольку 1 кв.м такой опалубки весит 17-27 кг – соответственно, монтаж и демонтаж легко проводить вручную. С её помощью удобнее работать в условиях точечной застройки и ограниченного пространства. Небольшие щиты можно легко комбинировать в произвольном порядке для сооружений любой сложности и архитектуры. В конце концов, мелкощитовая опалубка более выгодна по цене, а её ремонт можно произвести прямо на стройплощадке.

Василий Сибилев, начальник планово-технического отдела ООО «Восточные ворота» (Приморский край):

- Цены и качество наших жилых домов считаются одним из лучших на дальневосточном рынке. Доказательство тому – многочисленные объекты, сданные за последние 10 лет во Владивостоке, Уссурийске, Находке. Секретов у нас несколько. В частности, наши стены представляют собой многослойный бутерброд – облицовочный кирпич, влагозащитная пленка, базальтовое волокно, бетон. Такая стена толщиной 45 сантиметров по своим теплозащитным свойствам не уступает «классической» кирпичной стене толщиной 2 метра. Кроме того, мы применяем универсальную мелкощитовую опалубку. Это позволяет нам серьезно экономить и время и деньги. Мы сначала возводим каркас здания с несущими конструкциями и лифтовыми шахтами, а потом просто собираем опалубку и заливаем этот «скелет» бетоном. Используемые нами технологии не только удешевляют строительство, но и значительно увеличивают его темп. К примеру, двухподъездный пятиэтажный дом площадью 3,5 тыс. кв.м мы строим за полгода. Это – от начала рытья котлована до официальной сдачи. 10-этажный дом мы строим максимум 9 месяцев.


Ньюсмейкер: Fora Systems — 8 публикаций
Поделиться:

Интересно:

316 лет назад Россия была разделена на восемь губерний
29.12.2024 09:03 Аналитика
316 лет назад Россия была разделена на восемь губерний
29 декабря 1708 года Указом Петра I территория Российской Империи была разделена на 8 губерний. В Московской Руси основной административной единицей был уезд, то есть город с прилегающими к нему землями. Уезды заметно отличались друг от друга по своему размеру и численности населения: одни включали...
География фольклора: место действия мифов и сказок
28.12.2024 17:52 Аналитика
География фольклора: место действия мифов и сказок
В славянских мифах и сказках встречались реальные географические точки: богатыри охраняли заставы крупных городов, герои отправлялись в плавание по Волге-матушке, а князья царствовали в своих землях — Новгороде, Суздале и Москве...
В метро Москвы курсирует поезд, посвященный 100-летию Театра сатиры
28.12.2024 17:20 Новости
В метро Москвы курсирует поезд, посвященный 100-летию Театра сатиры
В московском метро появился новый тематический поезд. Он посвящен вековому юбилею Московского академического театра сатиры и будет курсировать в течение полугода. Каждый из пяти вагонов состава рассказывает об одном из 20-летних периодов жизни коллектива. Кроме того...
Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке
28.12.2024 13:31 Аналитика
Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке
Свечи вместо гирлянд, колядки вместо телевизора и письма вместо звонков: как отмечали новогодние праздники в XIX веке. В гости 1 января Традиция длинных новогодних праздников в России зародилась давно. В XIX веке торжества затевали с приходом Святок, целой череды...
Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...