08.07.2013 12:21
Новости.
Просмотров всего: 13097; сегодня: 3.

Спортивные объекты: новые возможности управления

По мнению экспертов, сегодня в России нет ни одного крупного игрока, зарекомендовавшего себя на рынке управленческих услуг в сфере спортивной недвижимости. Однако ниша пустовать долго не сможет.

В России сейчас строительство спортивных сооружений мирового уровня только зарождается. Основной бум возведения объектов для зимних видов спорта начался, после того, как Сочи выиграли право на проведение зимней Олимпиады 2014. Я уверена, что через полгода Россия будет в достаточном объеме обеспечена зимними спортсооружениями. Посему возникает вопрос о качестве их управления, как на этапе строительства, так и после сдачи этих сооружений в эксплуатацию.

В последние годы подавляющее большинство архитекторов, владельцев и управляющих компаний стадионов понимают важность работы в единой команде, начиная с самых ранних стадий проектирования и строительства. Идеология предельно проста: Владелец должен быть уверен в том, что вы знаете его бизнес от «а» до «я» и с вами как партнером он только выиграет. У любого спортивного объекта есть свой бюджет, и в разговоре с собственником его нужно убедить в том, что проблемы его бюджета являются и вашими проблемами, которые вы поможете ему решить. Убедить собственника не так просто, так как он изначально считает, что вы с ним по разные стороны баррикад. С одной стороны интересы собственника, архитектора и управляющего действительно различаются. С другой - все стороны заинтересованы в успехе как своего, так общего бизнеса.

В Бразилии Оргкомитет, в своей повседневной деятельности решает множество проблем схожих с российскими и связанных с предстоящим ЧМ по футболу в 2014 году.

В Бразилии будут задействованы 12 стадионов, из которых 8 будут построены с нуля, в то время как в России с нуля построят 12. Даже «Лужники», единственный стадион, в данный момент готовый технически принять матчи мирового чемпионата, будет практически полностью перестроен к 2018 году.

Общей проблемой при подготовке к ЧМ-2014 и ЧМ-2018 в наших странах является низкий уровень управления спортивными сооружениями. Управляющим компаниям попросту не хватает опыта в области управления и эксплуатации. Организаторы пытаются сфокусировать свое внимание на простоте и доступности эксплуатации стадионов, их комфорте, безопасности и финансовом потенциале.

Принципиально модель управления спортивными сооружениями в России не особо отличается от мировой практики. Вопрос здесь скорее в степени развития самого рынка и квалификации игроков на нем. По мнению многих экспертов, ни в Европе, ни в Америке сегодня не существует универсальной модели управления спортивной индустрией, так как ситуация различается в зависимости от той или иной страны. В июле этого года в Казани пройдет Всемирная летняя Универсиада, а в 2014 году - зимние Олимпийские и Паралимпийские игры в Сочи, а уже в 2018-м наша страна станет ареной чемпионата мира по футболу. Стадионами и ледовыми дворцами - наследием, которое останется после всех этих соревнований, - придется кому-то управлять

Рынок управления спортивными и культурно-массовыми сооружениями существует в мире уже несколько десятилетий. И если на западе он нацелен, прежде всего, на извлечение выгоды, то в России практика пока иная. У нас десятилетиями формировалось мнение, что спорт должен быть доступен всем и каждому, отсюда дворцы спорта, и стадионы, которые хотя бы в единственном экземпляре присутствуют во всех городах и регионах, тяжким грузом висят на балансе муниципалитетов, у которых зачастую нет средств даже на их текущее содержание.

В цивилизованном в мире управление спортивными сооружениями предполагает максимальную открытость и прозрачность для рынка. Управляющие компании там вынуждены действовать в тесном взаимодействии с государственными органами, поскольку многие спортивные проекты реализуются в рамках государственно-частного партнерства.

Например, активным участником ГЧП является гигантская мировая империя - компания «АЕС», которая в настоящий момент владеет и управляет 107 крупнейшими спортивными сооружениями мира, в Лос-Анджелесе, Пекине, Роттердаме, Стокгольме, Лондоне, Гамбурге, Берлине. Подобная схема финансирования 8 - 10 лет назад широко практиковалось в области строительства спортсооружений. Сегодня 90% объектов в Америке и Европе возводится на частные инвестиции. В Бразилии, Китае и России, наоборот - главным инвестором выступает государство. Но в любом случае проекты спортивного строительства - это всегда проекты ГЧП. Именно частный капитал сегодня берет на себя главные риски, просчитывает экономику проектов, получает от властей согласие и хоть частично, но инвестирует собственные средства.

Управлять стадионами должны профессионалы. Но это вовсе не означает, что эта миссия невыполнима и требует каких-то сверхчеловеческих усилий. На российском рынке по-прежнему не так много компаний, способных обслуживать спортивные объекты по причине их сложности и неразвитости самого рынка. В связи с этим владельцы часто принимают решение о создании собственной структуры по управлению спортивными сооружением. Так что, шансы получить в управление спортивный объект теоретически есть у всех компаний, которые готовы взять на себя эту немалую ответственность. На данный момент в России, в отличие от стран Запада, на деятельность в сфере управления и эксплуатации объектов недвижимости не нужны специальные сертификаты, за исключением лицензии на обслуживание противопожарных систем.

Проблемы, схожие с российскими, решает сейчас при подготовке к Чемпионату мира по футболу 2014 года Бразилия. В частности, и здесь должны быть построены новые стадионы: 8 стадионов из 12 предполагаемых площадок чемпионата. Не хватает профессиональных кадров. Однако скоро и в Бразилии, и в России появится достаточное количество профессиональных менеджеров спортивных сооружений. Рынки наших стран будут развиваться в этом направлении. Не столь важно - с участием иностранцев или без них. Одна из основных тенденций в мировой спортиндустрии - коммерциализация спорта, на котором многие федерации и клубы уже научились неплохо зарабатывать. За последние десятилетия спорт превратился в товар, продаваемый с учетом всех имеющихся в мире передовых маркетинговых стратегий и практик.

И мы должны сделать наши стадионы экономически успешными. Возьмем, к примеру, бразильский рынок коммерческой недвижимости. Те же торговые центры и супермаркеты, изначально у бразильских компаний не было опыта управления этими объектами, а сейчас большинством из них успешно управляют местные операторы! То же самое, рано или поздно произойдет и со стадионами.

Любой спортивный объект функционирует по-разному в дни проведения мероприятий и в дни простоя. В зависимости от этого нагрузка, выпадающая на долю всей команды, управляющей спортивным сооружением, увеличивается либо уменьшается в разы. Менеджеры спортивных объектов понимают, что обеспечить их ежедневную загрузку в течение года невозможно

Помимо активного и пассивного режимов функционирования каждого конкретного спортивного объекта, существуют более серьезные проблемы. Деятельность управляющих компаний на спортивных объектах невозможно рассматривать в отрыве от рынка. Чем, например, будет управлять УК на стадионе, на котором после чемпионата мира ничего не происходит? Обсуждение этой темы особенно усилилось в свете катастрофической невостребованности спортивных сооружений в ЮАР после проведения последнего футбольного чемпионата мира в 2010 году.

Как мы видим, вопрос управления спортивным наследием актуален не только для нас, но и для многих других стран, где проходили и проходят крупнейшие соревнования. Поэтому план эксплуатации олимпийских объектов после игр должен существовать еще до начала их строительства. Отличный пример здесь – Катар, который выиграл право на проведение футбольного чемпионата мира 2022 года во многом благодаря тому, что многие из построенных там стадионов будут востребованы и после чемпионата. Организаторы изначально разработали сборно-разборные модели стадионов с тем, чтобы после проведения мероприятия их разобрать и транспортировать в другие развивающиеся страны. То же самое сейчас планируют и в России. В частности, строятся ледовые арены, которые после соревнований могут быть демонтированы и перемещены в другие города страны.

По требованию ФИФА и УЕФА, стадионы для проведения игр мировых и европейских чемпионатов должны в среднем вмещать 46 тысяч зрителей. В Германии средняя посещаемость внутренних матчей Бундеслиги составляет 42 тысяч. Это означает, что после любого крупного турнира наши стадионы будут заполнены на 93 % даже на матчах внутреннего чемпионата. Так что, некоторые из российских стадионов неизбежно будут уменьшены по размеру трибун после ЧМ-2018.

Независимые управляющие компании достаточно активно рассматривают возможность вступления в бизнес управления спортсооружениями, но в основном на данный момент их интересует главный вопрос - деятельность объектов в так называемый постолимпийский период или в период после окончания чемпиона¬та. Поскольку Олимпиада в Сочи - ближайшее по времени грандиозное спортсобытие в России, пока интерес управленцев сконцентрирован на ее объектах. У профессиональных управляющих компаний, как в сфере «ргореrty» так и «facility», есть все шансы стать консультантами проектов по вопросам как технической эксплуатации и обслуживания, так и по вопросам извлечения дохода от наилучшего использования площадей коммерциализации, а также последующей реконцепции объекта в постолимпийский период.

Например, главный медиацентр в Сочи планируется после проведения олимпиады превратить в торговый центр. Поэтому уже сейчас, назначенное ответственным исполнителем по созданию этого и других олимпийских объектов, достаточно активно ведет переговоры с управляющими компаниями по вопросам консалтинга и управления как в период строительства, так и в период работы центра во время Олимпиады и после нее.

Тематические сайты: PublisherNews - портал системы продвижения публикаций, Бизнес России, Исследования, статистика, аналитика, Недвижимость жилая, Управление недвижимостью
Сайты субъектов РФ: Краснодарский край
Сайты городов субъектов РФ: Краснодарский край - Сочи
Сайты федеральных округов РФ: Южный федеральный округ
Сайты стран: Бразилия, Великобритания, Германия, Катар, Китай, Нидерланды, Россия, Соединенные Штаты Америки, Швеция, Южно-Африканская Республика (ЮАР)
Сайты столиц стран: Великобритания - Лондон, Германия - Берлин, Китай - Пекин, Швеция - Стокгольм
Сайты городов стран: Соединенные Штаты Америки - Лос-Анджелес
Сайты регионов мира: Азия Центральная, Америка Северная, Америка Южная, Африка, Европа Центральная, Скандинавия
Сайты объединений стран: АТЭС - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, БРИКС (BRICS), Евразийский экономический союз (ЕАЭС), ШОС - Шанхайская организация сотрудничества

Ньюсмейкер: Facilicom — 23 публикации
Поделиться:

Интересно:

География фольклора: место действия мифов и сказок
28.12.2024 17:52 Аналитика
География фольклора: место действия мифов и сказок
В славянских мифах и сказках встречались реальные географические точки: богатыри охраняли заставы крупных городов, герои отправлялись в плавание по Волге-матушке, а князья царствовали в своих землях — Новгороде, Суздале и Москве...
В метро Москвы курсирует поезд, посвященный 100-летию Театра сатиры
28.12.2024 17:20 Новости
В метро Москвы курсирует поезд, посвященный 100-летию Театра сатиры
В московском метро появился новый тематический поезд. Он посвящен вековому юбилею Московского академического театра сатиры и будет курсировать в течение полугода. Каждый из пяти вагонов состава рассказывает об одном из 20-летних периодов жизни коллектива. Кроме того...
Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке
28.12.2024 13:31 Аналитика
Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке
Свечи вместо гирлянд, колядки вместо телевизора и письма вместо звонков: как отмечали новогодние праздники в XIX веке. В гости 1 января Традиция длинных новогодних праздников в России зародилась давно. В XIX веке торжества затевали с приходом Святок, целой череды...
Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...