17.03.2015 13:50
Мероприятия.
Просмотров всего: 5212; сегодня: 1.

Мировая премьера оперы Александра Маноцкова «Титий Безупречный»

4 и 5 апреля Камерный музыкальный театр имени Б. А. Покровского представляет мировую премьеру оперы Александра Маноцкова «Титий Безупречный» в постановке режиссера Владимира Мирзоева. Над спектаклем также работают молодой дирижер, ученик Г. Н. Рождественского Айрат Кашаев и художник Александр Лисянский (Израиль).

В основе оперы — пьеса Максима Курочкина (р. 1970), одного из самых ярких и интересных современных драматургов. Она написана в 2008 г. в рамках международного проекта Шекспировского Королевского театра и театра Royal Court, когда нескольким драматургам предложили создать тексты с шекспировскими аллюзиями. Курочкин в качестве ориентира выбрал самую раннюю и самую кровавую (тридцать четыре трупа, три отрубленные руки, один отрезанный язык) трагедию Шекспира «Тит Андроник» и написал абсолютно оригинальную вещь. Его пьеса «Титий Безупречный» была издана в Лондоне в переводе на английский язык, а также опубликована в русском Esquire.

Опера «Титий Безупречный» создана по заказу Камерного музыкального театра имени Б. А. Покровского. Ироническая антиутопия Курочкина прошла через горнило двух трактовок. Соавтор либретто и режиссер Владимир Мирзоев (р. 1957) увидел в пьесе «космическую оперу» (так определяют в американском кино жанр «Звездных войн» или сериала «Дюна» Дэвида Линча). Этот жанр — синтез мифологии, мистики и пародии — помогает лучше понять актуальную реальность. Режиссер поставил антиутопию с элементами макабра, абсурда и иронической антропологии, где достигнут изощренный баланс между комическим и серьезным. Сюжет, решенный в стиле эстетического футуризма, дает свою версию отдаленного будущего в надежде, что такая проекция поможет избежать завтрашних проблем.

Для В. Мирзоева, известного драматического и кинорежиссера, это третья работа в опере: в 2002 г. он поставил в Мариинском театре две части тетралогии Вагнера «Кольцо нибелунга» — «Зигфрид» и «Гибель богов».

Свое видение отраженной в пьесе реальности композитор Александр Маноцков (р. 1972) комментирует так:

В неком фантастическом отдаленном будущем земляне, покорив Вселенную, зашли в экзистенциальный тупик. Весь мир охвачен беспросветным кризисом. Власти верят, что литература и искусства содержат некий скрытый смысл, послание, которое, если будет понято, спасет мир.

Некий космонавт нечаянно обнаруживает неожиданные способности к независимому поведению и суждениям, и с ним решено провести эксперимент. Ему показывают оперу якобы по пьесе Шекспира, а на самом деле на сатирически переосмысленный сюжет его «Тита Андроника». В этой опере главный герой — этакий геройский генерал-колонизатор, — претерпевает трагические события, связанные с его отказом от верховной власти, свалившейся на него в результате огромной популярности его подвигов в народе. В финале мы возвращаемся «из оперы» в реальность, к фигуре космонавта — что же он понял? И что поняли мы?

Получается, что в опере два фантастических мира, театр в театре. Первый, как бы «настоящий» мир, решен практически без участия оркестра. Второй, основной мир — опера, которую показывают герою (и публике заодно) — с оркестром, сольными и ансамблевыми номерами и т.п. В финале «опера в опере» как бы уже закончилась, но оркестр и музыкальный материал остаются с героями — они изменились и уже не могут «выйти из оперы».

У Александра Маноцкова большой опыт работы в оперном жанре. В списке его сочинений оперы «Пир во время чумы» (1994), «Гвидон» по произведениям Д. Хармса (2009; «Золотая маска» 2011 г. в номинации «Эксперимент»), «Золотое» по мотивам русских народных сказок (2009), «Haugtussa» по стихам А. Гарборга (2011), «Четыре квартета» по стихам Т. С. Элиота (2012), «Страсти по Никодиму» (2013), «Пророки» (2013), «Шествие» (2013), «Китайская огородница» (2014), «Бойе» по рассказу В. Астафьева (2014).

Композитор успешно пишет во многих жанрах: он автор камерных, симфонических, инструментальных и вокальных сочинений, кантат, ораторий, музыки к кинофильмам и драматическим спектаклям, работает в области пространственных инсталляций, музыкальных действ site-specific.

23 марта в преддверии премьеры оперы в театре состоится авторский концерт Александра Маноцкова. В нем примут участие Courage Quartet, коллектив, с которым композитор постоянно сотрудничает в своих песенных программах, а также Courage Orchestra и солистка театра, меццо-сопрано Екатерина Большакова. Прозвучат инструментальные пьесы, фрагменты из опер и песни. Начало в 19.00, вход по билетам.

А 28 марта в 16.00 состоится очередной вечер из цикла «Премьера: инструкция по применению». Он пройдет в формате творческой встречи с композитором Александром Маноцковым. Вход на встречу бесплатный, регистрация доступна на timepad.ru.

Премьерные спектакли состоятся 4 и 5 апреля 2015 года. Начало в 18.00

Теле- и фотокорреспондентов приглашаем для съемки на показ 2 апреля в 19.00

Пресс-показ — 3 апреля в 19.00

Пресс-конференция — 3 апреля в 21.15

Режиссер-постановщик — Владимир Мирзоев

Дирижер-постановщик — Айрат Кашаев

Художник-сценограф — Александр Лисянский (Израиль)

Художник по костюмам — Нина Васенина

Хормейстер — Алексей Верещагин

Хореограф — Артур Ощепков

Художник по свету — Нарек Туманян


Ньюсмейкер: Камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского — 28 публикаций
Поделиться:

Интересно:

О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29.12.2024 10:05 Аналитика
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств:...
316 лет назад Россия была разделена на восемь губерний
29.12.2024 09:03 Аналитика
316 лет назад Россия была разделена на восемь губерний
29 декабря 1708 года Указом Петра I территория Российской Империи была разделена на 8 губерний. В Московской Руси основной административной единицей был уезд, то есть город с прилегающими к нему землями. Уезды заметно отличались друг от друга по своему размеру и численности населения: одни включали...
География фольклора: место действия мифов и сказок
28.12.2024 17:52 Аналитика
География фольклора: место действия мифов и сказок
В славянских мифах и сказках встречались реальные географические точки: богатыри охраняли заставы крупных городов, герои отправлялись в плавание по Волге-матушке, а князья царствовали в своих землях — Новгороде, Суздале и Москве...
В метро Москвы курсирует поезд, посвященный 100-летию Театра сатиры
28.12.2024 17:20 Новости
В метро Москвы курсирует поезд, посвященный 100-летию Театра сатиры
В московском метро появился новый тематический поезд. Он посвящен вековому юбилею Московского академического театра сатиры и будет курсировать в течение полугода. Каждый из пяти вагонов состава рассказывает об одном из 20-летних периодов жизни коллектива. Кроме того...
Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке
28.12.2024 13:31 Аналитика
Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке
Свечи вместо гирлянд, колядки вместо телевизора и письма вместо звонков: как отмечали новогодние праздники в XIX веке. В гости 1 января Традиция длинных новогодних праздников в России зародилась давно. В XIX веке торжества затевали с приходом Святок, целой череды...