26.01.2010 00:00
Новости.
Просмотров всего: 7939; сегодня: 3.

Новыми идеями легко заразить

Эпиграфом к дискуссии на тему «Инновационная деятельность учителя» стала фраза Александра Герцена: «Новое нужно создавать в поте лица». И примерно с таким же энтузиазмом приступили к работе участники обсуждения. Как оказалось, инновационная деятельность является одной из самых животрепещущих, самых дискуссионных тем, но, по словам доцента кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена Ольги Даутовой, в процессе размышления над ней никто не ждет конкретного ответа.

Правда, участники дискуссии все же попытались разобраться в вопросе: что такое инновация и что ее отличает от модернизации? К примеру, Владимир Антокольский, начальник управления государственной политики и надзора в сфере образования Департамента образования и молодежной политики Чукотского автономного округа, дал такое объяснение современному образовательному процессу:

- То, что происходит сегодня, нельзя назвать инновацией. Это – модернизация. Поскольку никто никакого прорыва, а инновация – это безусловный прорыв вперед, не совершает. Инновацией был полет человека в космос, поскольку это стало абсолютно новым явлением в нашей жизни. В системе образования на данном этапе мы лишь модернизируем и пытаемся применить на своей почве уже существующее. На 60 тысяч российских школ приходится максимум тысяча инновационных. Среди полутора миллионов учителей лишь единицы могут быть инноваторами, то есть учителями с «божьим даром». Инновация – это штучный товар. Однако, отрадно, что государство сформулировало заказ на изменение школы, потому что школе необходимо меняться каждые 20-30 лет.

Инновация, по мнению участников дискуссии, должна поддерживаться школьным педагогическим сообществом, органами управления образования. Если этого не происходит, новаторство гибнет. Кроме того, когда речь идет об инновационной деятельности учителя, очень важен обмен информацией. Как заметила учитель из йошкар-олинской школы Галина Персиянцева, чтобы вновь не изобретать велосипед, необходимо создавать единое информационное образовательное пространство. Успешные примеры подобных проектов есть в Петербурге, Москве, Елабуге.

Стремление к инновационной деятельности может развиваться и у учителя, и у школы, если для этого созданы условия успеха. В большинстве своем, учителя – люди творческие, уверена вошедшая в пятерку победителей Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2009» Светлана Прокофьева, учитель немецкого языка из Пскова. Любая интересная, яркая идея способна заразить весь коллектив и заставить его работать в ином, инновационном режиме. Серьезный эффект от инновационной деятельности может произойти в том случае, когда администрация школы поддерживает новаторские начинания учителя и коллектива в целом. Однако следует помнить, что инновационная деятельность как формальность не имеет смысла. Не каждая школа может быть включена в нее. Целесообразнее создание экспериментальных площадок, где будет проходить обкатка той или иной идеи.

Целью инновационной деятельности участники дискуссии назвали радость обучения. Инновация, по их мнению, нужна для того, чтобы дети могли активно включаться в пространство общения, чтобы им было легко и интересно учиться. Правда, следует учитывать, что ни одна инновация не обходится без состояния напряженности и неопределенности для ее автора. Впрочем, это состояние естественное и непродолжительное.


Ньюсмейкер: Пресс-центр Года учителя — 81 публикация
Поделиться:

Интересно:

О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29.12.2024 10:05 Аналитика
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств:...
316 лет назад Россия была разделена на восемь губерний
29.12.2024 09:03 Аналитика
316 лет назад Россия была разделена на восемь губерний
29 декабря 1708 года Указом Петра I территория Российской Империи была разделена на 8 губерний. В Московской Руси основной административной единицей был уезд, то есть город с прилегающими к нему землями. Уезды заметно отличались друг от друга по своему размеру и численности населения: одни включали...
География фольклора: место действия мифов и сказок
28.12.2024 17:52 Аналитика
География фольклора: место действия мифов и сказок
В славянских мифах и сказках встречались реальные географические точки: богатыри охраняли заставы крупных городов, герои отправлялись в плавание по Волге-матушке, а князья царствовали в своих землях — Новгороде, Суздале и Москве...
В метро Москвы курсирует поезд, посвященный 100-летию Театра сатиры
28.12.2024 17:20 Новости
В метро Москвы курсирует поезд, посвященный 100-летию Театра сатиры
В московском метро появился новый тематический поезд. Он посвящен вековому юбилею Московского академического театра сатиры и будет курсировать в течение полугода. Каждый из пяти вагонов состава рассказывает об одном из 20-летних периодов жизни коллектива. Кроме того...
Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке
28.12.2024 13:31 Аналитика
Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке
Свечи вместо гирлянд, колядки вместо телевизора и письма вместо звонков: как отмечали новогодние праздники в XIX веке. В гости 1 января Традиция длинных новогодних праздников в России зародилась давно. В XIX веке торжества затевали с приходом Святок, целой череды...