01.03.2023 12:05
Аналитика.
Просмотров всего: 23507; сегодня: 4.

Исследование: кто выиграл и кто проиграл от авиасанкций против России

Исследование: кто выиграл и кто проиграл от авиасанкций против России

Аналитическая компания ForwardKeys обнародовала свежее исследование об изменениях авиатрафика в России и потребительского поведения российских авиапассажиров в марте 2022 г. – феврале 2023 года по сравнению с тем же периодом 2018-2019 гг. Ряд подмеченных аналитиками тенденций ожидаем, другие же весьма неоднозначны и интересны.

Суммировали выводы исследования ForwardKeys по нескольким ключевым темам и дали к ним комментарии аналитиков АТОР.

Где авиатрафик из-за геополитики пострадал наиболее сильно.

Как и следовало ожидать, санкции в отношении российской гражданской авиации и запрет на использование российскими самолетами воздушного пространства рядом стран западного блока обрушили авиатрафик из России по ряду популярных до пандемии направлений.

Так, количество кресел на рейсах между странами ЕС и Россией в период 01.03.2022 – 28.02.2023 г. по сравнению с отрезком 01.03.2018 – 28.02.2019 г. сократилось на 99%, между Россией и странами Северной Америки – на 92%, с другими частями американского континента – на 76%, со странами Африки – также на 76%.

В то же время, «Европа вне ЕС», потеряла всего 20%: это объяснимо не только оставшимися рейсами в Сербию, но в и тем, что в регион «Европы» западные авиааналитики традиционно включают Турцию.

Количество кресел на маршрутах из России в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, по данным ForwardKeys, уменьшилось на 87% по сравнению с 2018-19 гг. Однако здесь к оценке ForwardKeys стоит добавить, что зафиксированное сокращение вызвано не столько западными санкциями, сколько тем, что самые массовые направления в 2022 году все еще были закрыты или ограничены по условиям въезда туристов из-за ковида. Так, прямые перелеты в Таиланд возобновились только в октябре 2022 года, Китай был закрыт до начала 2023 года, а авиасообщение с ним было минимальным.

В целом же, международный авиатрафик, измеренный в количестве кресел на пассажирских рейсах между Россией и остальными государствами мира, упал в марте 2022 – феврале 2023 года на 57% по сравнению с тем же периодом 2018-2019 гг.

При этом пострадала отнюдь не только Россия. Еще одним заметным последствием конфликта на Украине, западных санкций и ответного закрытия российского воздушного пространства для многих авиакомпаний стало увеличение расходов и времени полетов между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом, отмечают в ForwardKeys.

По подсчетам ForwardKeys, в течение года после 24 февраля 2022 года средние цены на авиабилеты между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом были на 20% выше, чем до пандемии в 2019 году, и на 53% выше, чем в 2021 году. 

Кроме того, сейчас 37% воздушных маршрутов между Европой и Азией занимают более восьми часов полетного времени, что на 23% больше, чем до закрытия воздушного пространства России. Маршруты, которые пострадали от роста цен и увеличения длительности полетного времени - маршруты из Франции, Германии, Великобритании и стран Скандинавии в Японию и Южную Корею.

Кто выиграл от авиакризиса?

Во-первых, регион Ближнего Востока, точнее – арабские страны Персидского залива. Количество кресел на рейсах из России в эти государства, по оценке ForwardKeys в период в период 01.03.2022 – 28.02.2023 увеличилось на +27% по сравнению с отрезком 01.03.2018 – 28.02.2019. А, например, количество кресел на отдельно взятом маршруте Москва (Шереметьево) – Дубай выросло в этот период на 228%.

Во-вторых, выиграла и Турция: отдельно по этой стране увеличение объемов перевозки на рейсах из России и обратно составило +26%.

Самым популярными (наиболее загруженными) направлениями у россиян в течение всего 2022 года были маршруты в Турцию и обратно. 

По данным ForwardKeys, трафик на маршрутах в Анталью в период 01.03.2022 – 28.02.2023 г. по сравнению с тем же периодом 2018-19 гг. из трех крупных аэропортов Москвы (Внуково, Домодедово и Шереметьево), увеличился на 144%, 77% и 74% соответственно по сравнению с уровнями до пандемии. Следующим по объемам был маршрут Москва (Шереметьево) – Стамбул (рост на 73%).

Китайский вопрос на европейской повестке дня.

«Санкции, связанные с российско-украинским конфликтом, особенно пошли на пользу Турции и странам Ближнего Востока, поскольку они сохранили прямые рейсы в Россию и из России. Мы также ожидаем, что китайские авиакомпании станут еще одним выгодоприобретателем в этой ситуации, поскольку они летают через воздушное пространство России, и это дает им конкурентное преимущество во времени полета и в стоимости топлива на маршрутах между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом», – отмечает в исследовании Оливье Понти, вице-президент по аналитике ForwardKeys. 

Напомним, что последнему тезису, связанному с Китаем, «Вестник АТОР» посвятил отдельный обзор «Европейская авиация попала под собственный запрет».

Богатые россияне стали больше путешествовать, а обычные – меньше?

«Самой удивительной тенденцией» прошедшего года в ForwardKeys сочли то, что (цитата) «богатые россияне вернулись к международным поездкам с удвоенной силой после пандемии, в то время как обычные россияне остались дома».

Такой вывод аналитики ForwardKeys сделали на основании собственных подсчетов по бронированию билетов различных типов.

Согласно этим данным, в период с 24 февраля до конца декабря 2022 года количество выкупленных билетов в бизнес-классе и иных премиальных классах на международных рейсах из России и обратно увеличилось в среднем на 10% по сравнению с доковидным уровнем. При этом количество билетов в эконом-классе на тех же рейсах, напротив, сократилось на целых 70%.

«Бум перевозок премиум-класса по-видимому, иллюстрирует разделение в российском обществе на богатых, которые стильно отдыхали, и менее обеспеченных, которые оставались дома», – делают вывод в ForwardKeys.

Отметим, что такое умозаключение справедливо лишь отчасти. С одной стороны, действительно, структура туристического спроса в России в постковидное время и после начала геополитического кризиса серьезно изменилась, и на это неоднократно указывали аналитики АТОР. Существенная часть «простых россиян» и правда «осталась дома».

«Ездить за рубеж стали реже. В первом полугодии 2022 года выездной турпоток оказался на 60% меньше, чем в том же периоде 2019 года. Но при анализе этих данных надо понять, преимущественно за счет кого произошло это сокращение. Прежде всего, за счет тех туристов, которые привыкли отдыхать относительно недорого, у которых расходы на организацию отдыха составляли значительную часть их заработка», – отмечал в своем недавнем аналитическом интервью вице-президент АТОР Тарас Кобищанов.

С другой стороны, отмеченный ForwardKeys «бум» бронирования авиабилетов премиальных классов, судя по приведенному компанией в этом же исследовании графику, связан не столько с тем, что «богаты россияне стали путешествовать чаще», сколько с конкретными пиками такого «бума».

На графике четко видно два пика бронирований премиальных авиабилетов. Первый из них приходится на начало событий на Украине и ввод западных санкций, а второй – на объявление частичной мобилизации в России.   

Действительно, в периоды ажиотажного спроса на авиабилеты на ближайшие даты при общем дефиците международной авиаперевозки (напомним, что по данным того же ForwardKeys он составляет 57%) стремящиеся к релокации россияне тратили огромные деньги и на бизнес-класс, так как «эконома» просто не хватало, он был занят обычными туристами. И такое поведение части авиапассажиров в марте и сентябре 2022 года, конечно, сложно отнести на счет желания неких «богатых россиян» «много и красиво путешествовать».  

Это хорошо согласуется и со следующим наблюдением ForwardKeys: ее аналитики признают, что спрос на такие билеты сошел к ноябрю 2022 года, и в целом ситуация с «бумом бизнес-класса» довольно серьезно поменялась к началу 2023 года.

Так, например, по замеру от 15 февраля 2023 года, количество бронирований билетов премиальных классов на международных рейсах из России и обратно на I квартал 2023 года уже не больше, а, наоборот, на 26% меньше уровней аналогичного периода 2019 года. При этом бронирований билетов эконом-класса тоже меньше, чем в 2019 году – на 66%.

Пики спроса, вызванные внутренними чрезвычайными событиями, ушли – и мы видим, как ситуация в целом стала примерно соответствовать тому самому 57%-ному дефициту международных рейсов из России. Но, разумеется, с некоторой «поправкой» на действительно во многом снизившуюся доступность выездных направлений для массовых туристов из-за роста цен. 

Самые популярные в России массовые направления в феврале-марте 2023 года, по данным ForwardKeys, показывают очень значительный прирост объемов покупок билетов премиального класса по сравнению с тем же периодом 2019 года. Так, на маршрутах из РФ в Таиланд составил + 81%, на маршрутах в ОАЭ +108%, Турция показала рост в бизнес-классе на 41%, Мальдивы на 137% и Египет – на 181%.

Причины достаточно очевидны: на эти немногие оставшиеся открытыми направления с прямыми рейсами переориентировались состоятельные туристы, ранее отдыхавшие с перелетами бизнес-класса в Европе и Америке.

При этом не все – мы помним, что в целом по рынку доля бронирований премиальных билетов все равно осталась ниже на 26%, чем была до пандемии. То есть даже такой значительный прирост премиальных бронирований на пяти азиатских и ближневосточных направлениях не смог перекрыть эффект от отсутствия премиальной перевозки в западные страны.

Можно, таким образом, сделать вывод, что богатые россияне вряд ли стали существенно «больше» путешествовать (как утверждают в ForwardKeys). Скорее, они просто сохранили такую возможность на прежнем уровне, переориентировавшись на другие направления, в то время как бюджетные российские путешественники действительно стали летать за границу реже.   

Редакция «Вестника АТОР».


График из исследования ForwardKeys от февраля 2023 года.
График из исследования ForwardKeys от февраля 2023 года.

Тематические сайты: Авиация, Воздушный транспорт, Индустрия гостеприимства, Потребительский рынок, Туризм, путешествия, отели
Сайты субъектов РФ: Москва, Московская область
Сайты городов субъектов РФ: Московская область - Домодедово
Сайты федеральных округов РФ: Центральный федеральный округ
Сайты стран: Великобритания, Германия, Египет, Китай, Корея Южная, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Россия, Сербия, Таиланд, Турция, Украина, Франция, Япония
Сайты городов стран: Объединенные арабские эмираты (ОАЭ) - Дубай, Турция - Анталья, Турция - Стамбул
Сайты регионов мира: Азия Центральная, Азия Юго-Восточная, Америка Северная, Африка, Ближний Восток, Европа Восточная, Европа Центральная, Скандинавия
Сайты объединений стран: АСЕАН (ASEAN) Ассоциация государств ЮВА, АТЭС - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, БРИКС (BRICS), Европейский союз, ОПЕК - Организация стран - экспортёров нефти, СНГ - Содружество независимых государств, ШОС - Шанхайская организация сотрудничества

Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12064 публикации
Сайт: www.atorus.ru/node/51570
Поделиться:

Интересно:

География фольклора: место действия мифов и сказок
28.12.2024 17:52 Аналитика
География фольклора: место действия мифов и сказок
В славянских мифах и сказках встречались реальные географические точки: богатыри охраняли заставы крупных городов, герои отправлялись в плавание по Волге-матушке, а князья царствовали в своих землях — Новгороде, Суздале и Москве...
В метро Москвы курсирует поезд, посвященный 100-летию Театра сатиры
28.12.2024 17:20 Новости
В метро Москвы курсирует поезд, посвященный 100-летию Театра сатиры
В московском метро появился новый тематический поезд. Он посвящен вековому юбилею Московского академического театра сатиры и будет курсировать в течение полугода. Каждый из пяти вагонов состава рассказывает об одном из 20-летних периодов жизни коллектива. Кроме того...
Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке
28.12.2024 13:31 Аналитика
Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке
Свечи вместо гирлянд, колядки вместо телевизора и письма вместо звонков: как отмечали новогодние праздники в XIX веке. В гости 1 января Традиция длинных новогодних праздников в России зародилась давно. В XIX веке торжества затевали с приходом Святок, целой череды...
Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...