11.05.2023 10:31
Новости.
Просмотров всего: 10343; сегодня: 2.

Главархив — об истории захоронения Федора Волкова

Главархив — об истории захоронения Федора Волкова

Как тень основателя русского театра помогла восстановить Андроников монастырь.

Николай Новиков писал в биографии Федора Волкова о том, что могила русского актера находится на территории Андроникова монастыря, но в середине 1980-х годов выяснилось, что он был похоронен не там, а в Златоустовском монастыре.

Десятого декабря 1947 года Совет Министров СССР принял постановление «Об объявлении территории бывшего Андроникова монастыря в г. Москве историко-архитектурным заповедником имени русского художника Андрея Рублева». С 1918 года монастырь был закрыт для посещений, а вскоре его помещения отдали под организацию детского приемника для беспризорников, который просуществовал на этой территории до 1928 года. С 1928 по 1947 годы в кельях монастыря жили рабочие завода «Серп и молот». К середине 1950-х годов монастырские постройки приобрели запущенный вид, были разрушены памятники на могилах, хотели закрыть и Спасский собор, который когда-то расписывал Андрей Рублев, но фрески были практически утрачены. В защиту памятника архитектуры выступили архитектор Петр Барановский, художник Игорь Грабарь и специалист по древнерусскому зодчеству Николай Воронин. Подготовка к восстановительным работам началась летом 1949 года, а Петр Барановский был назначен руководителем реставрационных работ. 

Поводом для такого повышенного внимания к этой обители со стороны руководства СССР, как ни странно, послужил полулегендарный факт о том, что именно на территории Андроникова монастыря находилось захоронение основателя русского театра Федора Волкова (1729–1763).  В его биографии до сих пор есть немало загадок. Одна из них восходит к Николаю Новикову. Знаменитый общественный деятель и первый биограф артиста утверждал, что местом упокоения уроженца Костромы Федора Волкова стало кладбище этого монастыря. К данной версии после пожара 1812 года в Москве даже добавились мистические подробности о том, что якобы могила была разорена французами. Эта версия продержалась до середины 1950-х годов и даже имела документальное подтверждение. 

Так, в Главархиве Москвы хранится копия письма председателя совета Всероссийского театрального общества (ВТО) актрисы Александры Яблочкиной председателю Исполкома Моссовета Николаю  Бобровникову от 11 мая 1956 года. В нем старейшая актриса Малого театра, народная артистка СССР сообщала о желании общественности восстановить на территории монастыря мемориальную доску в память о месте погребения Федора Волкова. При этом сообщалось, что вся территория замусорена жильцами, постройки ветшают, а вместо ограды используются дровники и все это в целом имеет трущобный вид. Яблочкина предлагала принять срочные меры для благоустройства площади историко-архитектурного заповедника. Со своей стороны руководство ВТО высказало пожелание вместе с мемориальной доской установить также памятник основателю русского театра.

16 мая того же года председатель Научно-методического совета по охране памятников культуры при Президиуме АН СССР Игорь Грабарь в своем письме Бобровникову обращал внимание на срочную необходимость благоустройства территории музея по причине назначенного на 1960 год официального празднования 600-летия со дня рождения Андрея Рублева.

10 августа 1956 года Исполком Моссовета принял решение о проведении ремонтно-реставрационных и восстановительных работ по памятникам архитектуры в бывшем Спасо-Андрониковом монастыре. В процесс было вовлечено множество организаций и научных институтов, включая Академию строительства и архитектуры СССР. Дело растянулось на несколько лет. 21 сентября 1960 года на территории старинного монастырского комплекса в торжественной обстановке был открыт Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева. Тогда же здесь установили надгробную плиту с текстом: «Основателю русского театра, великому актеру Федору Волкову (1729–1763)». 

В газете «Вечерняя Москва» вышла заметка, где были такие слова: «На холме, высоко поднявшиеся над рекой Яузой, снежно белеют крепостные стены Андроникова монастыря. Старинные его здания и вся территория за последнее время чудесно преобразилась стараниями советских реставраторов, коллектива строителей и рабочих, обновляющих этот памятник русской старины. Сегодня здесь большой праздник для любителей древнерусского искусства, для всех, кому дороги истоки родной художественной культуры».

Только в конце 1980-х годов были обнаружены и обнародованы документы, убедительно свидетельствовавшие о том, что в действительности родоначальник отечественного театрального искусства был погребен на кладбище московского Златоустовского монастыря. Правда, после сноса в 1933 году этого храмового комплекса его могила оказалась в числе утраченных. В 2018 году на территории обители провели археологические раскопки, обнаруженные  находки представили в соответствующей музейной экспозиции. В 2019 году Златоустовский монастырь был внесен в реестр объектов культурного наследия регионального значения (как достопримечательное место). Памятник Федору Волкову открыли в 1973 году в Ярославле рядом со зданием драматического театра, который и сейчас носит его имя.


Музей-заповедник им. Андрея Рублёва (бывший Спасо-Андроников монастырь); надгробная плита основателю русского театра, актёру Ф.Г. Волкову. Автор – А.Е. Субботин. Москва. 1989 г. Главархив Москвы
Музей-заповедник им. Андрея Рублёва (бывший Спасо-Андроников монастырь); надгробная плита основателю русского театра, актёру Ф.Г. Волкову. Автор – А.Е. Субботин. Москва. 1989 г. Главархив Москвы

Вид на постройки музея-заповедника им. А. Рублёва (бывшего Спасо-Андрониковского монастыря, в котором жил, трудился и похоронен великий художник Древней Руси). Э. Евзерихин. 1960 г. Главархив Москвы
Вид на постройки музея-заповедника им. А. Рублёва (бывшего Спасо-Андрониковского монастыря, в котором жил, трудился и похоронен великий художник Древней Руси). Э. Евзерихин. 1960 г. Главархив Москвы

Музей-заповедник им. Андрея Рублёва; художник-реставратор А.В. Криков реставрирует икону, написанную Рублевым в конце XV – начале XVI веков. Э. Евзерихин. 14.09.1960 г. Главархив Москвы
Музей-заповедник им. Андрея Рублёва; художник-реставратор А.В. Криков реставрирует икону, написанную Рублевым в конце XV – начале XVI веков. Э. Евзерихин. 14.09.1960 г. Главархив Москвы


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9573 публикации
Сайт: www.mos.ru/news/item/123501073/
Поделиться:

Интересно:

География фольклора: место действия мифов и сказок
28.12.2024 17:52 Аналитика
География фольклора: место действия мифов и сказок
В славянских мифах и сказках встречались реальные географические точки: богатыри охраняли заставы крупных городов, герои отправлялись в плавание по Волге-матушке, а князья царствовали в своих землях — Новгороде, Суздале и Москве...
В метро Москвы курсирует поезд, посвященный 100-летию Театра сатиры
28.12.2024 17:20 Новости
В метро Москвы курсирует поезд, посвященный 100-летию Театра сатиры
В московском метро появился новый тематический поезд. Он посвящен вековому юбилею Московского академического театра сатиры и будет курсировать в течение полугода. Каждый из пяти вагонов состава рассказывает об одном из 20-летних периодов жизни коллектива. Кроме того...
Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке
28.12.2024 13:31 Аналитика
Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке
Свечи вместо гирлянд, колядки вместо телевизора и письма вместо звонков: как отмечали новогодние праздники в XIX веке. В гости 1 января Традиция длинных новогодних праздников в России зародилась давно. В XIX веке торжества затевали с приходом Святок, целой череды...
Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...