15.06.2023 01:09
Новости.
Просмотров всего: 19582; сегодня: 5.

«Газваген», «гекрат», «рейхсбан» - «душегубки» на службе у нацистов

«Газваген», «гекрат», «рейхсбан» - «душегубки» на службе у нацистов

Осенью 1939 года Институт криминалистической техники доложил Главному управлению имперской безопасности нацистской Германии, что для эффективной ликвидации людей по «Программе Т-4» нужно использовать угарный газ.

Этот метод апробировали в Польше. Сначала на пациентах психиатрических клиник. Сделали герметичную конструкцию в форме короба с отверстиями для шлангов, через которые подавали газ из баллонов. Затем таким образом убили полторы тысячи людей в концлагере в Зольдау. Еще сотни людей уничтожили угарным газом в медучреждениях Вартеланда. Это было еще в 1940-м.

В 1941 году подобным способом – выхлопным газом автомобилей – были убиты пациенты Могилевской психиатрической больницы (Республика Беларусь).  

Из материалов Государственного архива Могилевской области:

«Осенью 1941 года по приказу офицера Могилевского гестапо капитана Припа в одной из комнат психбольницы нижнего этажа была обустроена «душегубка» путем присоединения к одному из окон газопроводных трубок от автомашины… В один из дней по приказу того же Припа в душегубке было отравлено выхлопными газами около 700 душевнобольных. Подача газа в комнату, в которую загонялось по 70-80 человек, осуществлялась по тем самым газопроводным трубкам от заведенного мотора машины…»

А затем появились Vergasungswagen («газваген») – газовые автомобили. Свидетели называли их «душегубки». Это были специально сконструированные грузовики, в герметический кузов которых поступал угарный газ от работающего двигателя автомобиля.

В газвагене можно было убивать разом до 60 человек. Жертвы загонялись в кузов, и машина направлялась к месту заранее приготовленного захоронения, где ее уже ожидали могильщики. В пути пускался газ, и к моменту прибытия люди погибали мучительной смертью. Затем кузов тщательно мыли, после чего автомобиль был готов к новой партии.

По данным, представленным помощником главного обвинителя от СССР на Нюрнбергском процессе Л.Н. Смирновым, во время Великой Отечественной войны нацисты впервые использовали «душегубки» на территории Ставропольского края.  Это было в августе 1942 года. Нацисты убили в таких автомобилях 632 пациентов Ворошиловской (Ставропольской) психиатрической больницы.

Еще одна трагическая история произошла 25 ноября 1942 года в селе Труновка. Туда согнали 48 евреев и втолкнули в кузов «душегубки». Трупы были сброшены в балку близ скалистой горы села Труновка.

А вот вопиющие случаи из протокола заседания военного трибунала Северо-Кавказского военного округа в открытом судебном заседании в городе Ставрополе по рассмотрению уголовного дела по обвинению А.А. Райха 15 марта 1961 г.:

«Я помню, что среди арестованных была одна русская девушка, которая жила с евреями на воспитании, так как у нее не было родственников. Ее вывели из машины, но она сказала, что я поеду вместе с этими людьми, у которых воспитывалась, и ее опять посадили в душегубку. Когда все люди более 100 человек были погружены в машину, закрыли дверь душегубки. Вся команда расселась по машинам, и мы выехали за село на гору Свистун. Душегубка стала задом к карьеру и люди, которые были до этого посажены в машину, 6–8 мужчин стали выгружать из душегубки умерщвленных газами в карьер. Трупы умерщвленных засыпали землей. А затем оставшиеся в живых 6–8 человек лиц еврейской национальности недалеко от места захоронения трупов положили в канаву лицом вниз и там их расстреляли. В этих людей я не стрелял, так как у меня не было тогда оружия. Стрелял в них Келлер или Арендес. Завалив этих людей землей, мы поехали в Спицевку. Сколько было удушено в душегубке людей я точно сказать не могу. Машина душегубка сделала тогда один рейс….

Находясь в гор. Смоленске в команде СД-7, я в сентябре месяце вместе с Зонтагом, Цветих, Шрафом и другими выезжали в район железнодорожной станции Колодня на расстрел более 20 советских граждан, которых к месту расстрела доставили в душегубке. Я с другими участниками ехал на грузовой автомашине. На место расстрела каждый из работников СД брал по одному человеку из душегубки, раздевал его наголо, затем брал за левую руку, подводил их к яме и выстрелом в затылок убивали их. Кто это были за люди и за что их расстреляли, я не знаю. По внешности — это были русские, а одна женщина еврейской национальности. В этой операции лично я из пистолета системы «Вальтер» убил 3–4 человек, но точно сказать сколько — я не помню».

Детей в Ейске тоже убили с помощью «душегубок». Речь идет о 214 детдомовцах.

На оккупированной территории СССР разъезжало 15 газвагенов. Историки считают, что в них было убито 250 тысяч человек.

Другим инструментом убийц был так называемый «серый автобус». Это автобус Mercedes-Benz O 3750, так называемый «Gekrat» («гекрат»).

Слово «гекрат» – это сокращение от названия транспортной компании общественного здравоохранения (Gemeinnützige Krankentransport GmbH). На самом деле автобус – это машина «Программы Т-4». На таком сером автобусе приезжали за больными, евреями и прочими «неблагонадежными» людьми и увозили их в специализированные медицинские учреждения, где они погибали в газовых камерах.

Лагеря смерти и места массового уничтожения населения находились по всей Германии и за её пределами. Тысячи людей на смерть перевозил «рейхсбан» – имперская железная дорога.

«Рейхсбан» был всего лишь средством достижения цели», – заявил в 1976 году бывший чиновник немецкой железной дороги в частной беседе в своем кабинете. Однако историки согласны с тем, что европейские жители не могли быть уничтожены без участия «рейхсбана». Различные группы внесли свой вклад в процесс уничтожения: СС, Министерство иностранных дел, крупные промышленные предприятия и банки. «Рейхсбан» находился при этом не на грани событий, а в самой сути происходящего. Каждый год эта железнодорожная компания перевозила миллионы человек на восток, где они были убиты вдали от зрителей.

На фото Автобус «Гекрат».


Исторические события:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9573 публикации
Сайт: безсрокадавности.рф/transport-ubijcza-gazvagen-gekrat-rejhsban/
Поделиться:

Интересно:

География фольклора: место действия мифов и сказок
28.12.2024 17:52 Аналитика
География фольклора: место действия мифов и сказок
В славянских мифах и сказках встречались реальные географические точки: богатыри охраняли заставы крупных городов, герои отправлялись в плавание по Волге-матушке, а князья царствовали в своих землях — Новгороде, Суздале и Москве...
В метро Москвы курсирует поезд, посвященный 100-летию Театра сатиры
28.12.2024 17:20 Новости
В метро Москвы курсирует поезд, посвященный 100-летию Театра сатиры
В московском метро появился новый тематический поезд. Он посвящен вековому юбилею Московского академического театра сатиры и будет курсировать в течение полугода. Каждый из пяти вагонов состава рассказывает об одном из 20-летних периодов жизни коллектива. Кроме того...
Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке
28.12.2024 13:31 Аналитика
Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке
Свечи вместо гирлянд, колядки вместо телевизора и письма вместо звонков: как отмечали новогодние праздники в XIX веке. В гости 1 января Традиция длинных новогодних праздников в России зародилась давно. В XIX веке торжества затевали с приходом Святок, целой череды...
Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...