03.08.2023 09:18
Новости.
Просмотров всего: 14519; сегодня: 6.

3 августа 1916 года на воду спущен ледокол «Святогор»

3 августа 1916 года на воду спущен ледокол «Святогор»

Арктический ледокол «Святогор», позже переименованный в «Красин» в честь советского политического деятеля Леонида Красина, был спущен на воду 3 августа 1916 года. Судно было заложено на стапелях английской фирмы W. G. Armstrong, Whitworth and Co. Ltd. в Ньюкасле, а после того как было спущено на воду, достраивалось в Мидлсбро.

На протяжении нескольких десятилетий это судно было самым мощным арктическим ледоколом в мире. Судно сразу же было использовано для обеспечения проводки английских кораблей с военными грузами в Архангельск. Военная служба «Святогора» продолжалась недолго и закончилась в 1918 году - ледокол был затоплен на мелководье вблизи устья реки Чижовки при ее впадении в Северную Двину в Архангельске.

В соответствии с советской историографией, целью было перекрытие пути кораблям интервентов в Архангельск, но, как оказалось, достаточно было закрыть кингстоны и откачать воду, чтобы поднять судно.

Интервенция была предпринята Англией - союзницей России по Антанте во все еще продолжающейся войне с Германией. Официальной целью интервенции была защита вооружения и боеприпасов, поставленных союзниками России и хранящихся в Мурманске и Архангельске от передачи их немцам. В конце февраля 1920 года интервенты ушли, уведя с собой ледокол.

Еще в ноябре 1919 года ледокольный пароход «Соловей Будимирович» был направлен к Канину Носу с целью закупки у ненцев мяса для голодавших жителей Архангельска, но был заперт во льдах и вынесен в Карское море. Дрейф судна продолжался почти четыре месяца. На помощь был отправлен ледорез «Федор Литке», но он оказался не в состоянии пробиться сквозь льды. «Святогор» ушел в Англию.

В декабре 1921 года советское правительство предложило выкупить ледокол у Англии. К 1922 году, при активном участии известного кораблестроителя Алексея Крылова и советского торгпреда в Великобритании Леонида Красина, ледокол был выкуплен. В 1927 году судно переименовали в «Красин» в память советского дипломата, много сделавшего для возвращения корабля в Россию.

Вскоре ледокол прославился на весь мир. В 1928 году при возвращении с Северного полюса потерпел катастрофу дирижабль «Италия». Оставшиеся в живых члены экспедиции генерала Умберто Нобиле и он сам оказались среди ледяной пустыни. Из всех судов, посланных на выручку, лишь «Красин» смог добраться до ледового лагеря экспедиции и спасти людей.

На обратном пути он оказал помощь германскому пассажирскому судну «Монте Сервантес» с полутора тысячами пассажиров на борту, которое получило пробоины, налетев на лед. За этот героический поход ледокол был награжден орденом «Трудового Красного Знамени».

Великая отечественная война застала ледокол на Дальнем Востоке. «Красин» был вынужден совершить переход через Тихий и Атлантический океаны, Панамский канал, чтобы поспеть к началу навигации в западном секторе Арктики. Последняя часть его пути проходила в составе Северного конвоя PQ-15.

После перехода последовала будничная, но опасная работа в охваченной войной Арктике. За одним из караванов транспортов, ведомых «Красиным», охотился немецкий «карманный линкор» «Адмирал Шеер», и лишь чудо спасло ледокол и его караван от встречи с ним. По некоторым данным, зенитчики Красина, при отражении налета вражеской авиации, сбили 1 самолет противника. После войны ледокол продолжил трудиться в Арктике.

В 1950-х годах «Красин» прошел капитальный ремонт и модернизацию на верфях ГДР. Изменяется его облик, теперь он становится похожим на своих внуков - дизель-электрические ледоколы послевоенной постройки.

В роли ледокола «Красин» работал до 1972 года, затем ветеран ледокольного флота был передан в Морскую арктическую геологоразведочную экспедицию МАГЭ, которая входила в состав ПГО «Севморгеология» Министерства геологии СССР. Были ликвидированы две паровые машины из трех, и на их место установлены два трехфазных турбогенератора. «Красин» из класса ледоколов был переведен в класс научно-исследовательских судов и стал использоваться как плавучая электростанция для разведки нефти и газа в арктических морях.

В 1976 году имя «Красин» было присвоено новому дизель-электрическому ледоколу, построенному в Финляндии верфью Вяртсиля по заказу Советского Союза. До 1990 года этот ледокол работал в Мурманске, затем был переведен в порт Владивосток. К началу 1989 года содержать ледокол стало обременительно и на его базе было организовано судно-музей.

Фото из открытых источников.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:

  • Красин Леонид Борисович, российский революционер, участник социал-демократического движения в России, советский государственный и партийный деятель.

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9573 публикации
Сайт: rus.team/events/spushchen-na-vodu-ledokol-svyatogor
Поделиться:

Интересно:

География фольклора: место действия мифов и сказок
28.12.2024 17:52 Аналитика
География фольклора: место действия мифов и сказок
В славянских мифах и сказках встречались реальные географические точки: богатыри охраняли заставы крупных городов, герои отправлялись в плавание по Волге-матушке, а князья царствовали в своих землях — Новгороде, Суздале и Москве...
В метро Москвы курсирует поезд, посвященный 100-летию Театра сатиры
28.12.2024 17:20 Новости
В метро Москвы курсирует поезд, посвященный 100-летию Театра сатиры
В московском метро появился новый тематический поезд. Он посвящен вековому юбилею Московского академического театра сатиры и будет курсировать в течение полугода. Каждый из пяти вагонов состава рассказывает об одном из 20-летних периодов жизни коллектива. Кроме того...
Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке
28.12.2024 13:31 Аналитика
Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке
Свечи вместо гирлянд, колядки вместо телевизора и письма вместо звонков: как отмечали новогодние праздники в XIX веке. В гости 1 января Традиция длинных новогодних праздников в России зародилась давно. В XIX веке торжества затевали с приходом Святок, целой череды...
Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...