26.10.2023 10:19
Новости.
Просмотров всего: 5517; сегодня: 8.

Главархив Москвы опубликовал книгу об истории МХТ

Главархив Москвы опубликовал книгу об истории МХТ

К юбилею МХТ Главархив Москвы опубликовал книгу «Из истории Московского Художественного театра. К 125-летию со дня рождения». Издание доступно в разделе «Библиотека» виртуального музея «Москва — с заботой об истории».

В книге собраны архивные материалы, связанные с историей становления театра и биографиями его создателей — Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко. Предисловие и вводные очерки рассказывают о предпосылках создания Московского Художественно-общедоступного театра, содержат мемуарные свидетельства и малоизвестные факты. Текст книги сопровождают брошюры, афиши, театральные абонементы и фотографии.

Из промышленников в деятели искусства

Константин Алексеев (Станиславский) родился в семье промышленников. Его отец унаследовал золотоканительное производство. В подмосковном имении Любимовка он устроил домашний театр для детей, где будущий режиссер участвовал в самодеятельных постановках во время летних каникул. Уже тогда он относился к театру не как к забаве, а как к очень серьезному делу. В то же время его успехи в учебе не были особенно выдающимися. Об этом свидетельствуют публикуемые ведомости с отметками. Сам Станиславский вспоминал: «…я никогда не умел зубрить: непосильная работа, задаваемая памяти, совершенно истощила ее и испортила на всю жизнь. <…> В смысле науки я ничего не вынес из гимназии».

Важным этапом его жизни стало начало работы на семейном предприятии. Константин с разрешения отца не стал оканчивать учебу и приступил к обязанностям в конторе золотоканительной фабрики. К своей работе он подходил чрезвычайно ответственно, заботился о процветании и расширении фирмы: в 1892–1893 годах выезжал за границу для обучения и закупок нового оборудования, а весной 1893 года составил проект объединения фабрик торгового товарищества «Владимир Алексеев» и торгового дома «П. Вишняков и А. Шамшин» (документ также приводится в книге).

Будущий режиссер разработал план перестройки фабричных зданий и возведения нового корпуса по международным стандартам. Кроме того, молодой фабрикант задумывался о социальном развитии своего предприятия. На фабрике действовали читальня, вечерние общеобразовательные курсы, собственный хор, и, конечно, любительский театр под руководством самого Станиславского. Он организовал пристройку к заводским корпусам на 580 мест, где с 1904 года шли спектакли, концерты, собрания.

Тягу к театральному делу Константин Станиславский реализовывал с юности: он участвовал качестве актера в любительских постановках еще в родительском доме на Садовой-Черногрязской. Там его отец также организовал театральный зал. Именно в такой постановке в 1881 году Константин впервые вышел на сцену под псевдонимом Станиславский. Для совершенствования актерского мастерства он серьезно работал над дикцией и пластикой. А в 1888 году стал сооснователем Общества искусства и литературы, целью которого было создание театра. В 1890-е годы Станиславский осуществил ряд довольно успешных постановок с участием труппы общества. В дальнейшем актеры-любители из нее вошли в состав первой труппы МХТ.

Литература и театр вместо физмата

Сподвижником Станиславского в организации Московского Художественно-общедоступного театра стал Владимир Немирович-Данченко. Окончив Тифлисскую гимназию с серебряной медалью в 1876 году, он приехал в Москву и поступил на физико-математический факультет Московского университета. В архивах сохранились аттестат зрелости с отметками по предметам гимназического курса, свидетельство, выданное ему попечителем Кавказского учебного округа для предъявления при поступлении в вуз, и собственноручное прошение ректору Московского университета Сергею Соловьеву о зачислении в студенты физико-математического факультета. Однако в 1879 году Владимир Немирович-Данченко оставил учебу, чтобы посвятить себя журналистике и литературе. К моменту встречи со Станиславским он был уже вполне успешным театральным деятелем, драматургом, писателем и педагогом.

В июне 1897 года в ресторане «Славянский базар» на Никольской улице состоялась 18-часовая беседа Станиславского и Немировича-Данченко, результатом которой стало создание нового московского театра. В книгу вошел текст их совместного доклада «Московский общедоступный театр», поданного в Московскую городскую думу 12 января 1898 года. В документе подробно изложена концепция театра, его цели, будущий репертуар и другие организационные детали.

Открытие нового театра

Официальное открытие Московского Художественно-общедоступного театра состоялось 14 (26) октября 1898 года  спектаклем «Царь Федор Иванович» по трагедии А.К. Толстого. В Главархиве Москвы хранится прошение Немировича-Данченко и Станиславского московскому генерал-губернатору о разрешении постановки пьесы на сцене театра «Эрмитаж» в Каретном Ряду. Сами они выступали в качестве распорядителей товарищества для учреждения в Москве общедоступного театра.

Среди других интересных документов, вошедших в издание, — прошение директоров Московского отделения Императорского Русского музыкального общества П.И. Чайковского и К.С. Алексеева в контору Российского Благородного собрания о возможности проведения концертов (1887), рукопись устава Первой студии МХТ (1919–1920), фотопортрет Немировича-Данченко с его дарственной надписью (1922), групповой снимок труппы МХАТ перед отъездом на гастроли в Берлин (1922), замечания Станиславского к спектаклю «Дама-невидимка» (1924).

Фото: И.М. Москвин и О.Л. Книппер в сцене из спектакля «Царь Федор Иоаннович». Фототипия П.П. Павлова. 1900-е годы. Главархив Москвы


Участники событий и другие указанные лица:

  • Книппер-Чехова Ольга Леонардовна, русская и советская актриса, служившая в МХАТе; народная артистка СССР, жена писателя Антона Павловича Чехова;
  • Немирович-Данченко Владимир Иванович, русский и советский театральный режиссёр, педагог, драматург, писатель, лауреат двух Сталинских премий, вместе с К. Станиславским - основатель Московского Художественного театра;
  • Станиславский (Алексеев) Константин Сергеевич, русский и советский театральный режиссёр, актёр, педагог, теоретик, реформатор театра, первый народный артист СССР;
  • Толстой Алексей Константинович, русский писатель, поэт и драматург, переводчик, сатирик, из рода Толстых;
  • Чайковский Пётр Ильич, русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик, один из величайших композиторов мира.

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9573 публикации
Сайт: www.mos.ru/news/item/131320073/
Поделиться:

Интересно:

География фольклора: место действия мифов и сказок
28.12.2024 17:52 Аналитика
География фольклора: место действия мифов и сказок
В славянских мифах и сказках встречались реальные географические точки: богатыри охраняли заставы крупных городов, герои отправлялись в плавание по Волге-матушке, а князья царствовали в своих землях — Новгороде, Суздале и Москве...
В метро Москвы курсирует поезд, посвященный 100-летию Театра сатиры
28.12.2024 17:20 Новости
В метро Москвы курсирует поезд, посвященный 100-летию Театра сатиры
В московском метро появился новый тематический поезд. Он посвящен вековому юбилею Московского академического театра сатиры и будет курсировать в течение полугода. Каждый из пяти вагонов состава рассказывает об одном из 20-летних периодов жизни коллектива. Кроме того...
Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке
28.12.2024 13:31 Аналитика
Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке
Свечи вместо гирлянд, колядки вместо телевизора и письма вместо звонков: как отмечали новогодние праздники в XIX веке. В гости 1 января Традиция длинных новогодних праздников в России зародилась давно. В XIX веке торжества затевали с приходом Святок, целой череды...
Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...