24.11.2023 13:54
Новости.
Просмотров всего: 6720; сегодня: 5.

В Ташкенте проходит выставка о творчестве архитектора Алексея Щусева

В Ташкенте проходит выставка о творчестве архитектора Алексея Щусева

Выставка, посвященная творчеству выдающегося архитектора Алексея Викторовича Щусева – «Алексей Щусев. 150. Усто меъмор» и приуроченная его 150-летнему юбилею, открылась в Национальной галерее изобразительных искусств в Ташкенте. 

Для Музея архитектуры выставка «Алексей Щусев. 150. Усто меъмор» – самый масштабный зарубежный проект за последние десятилетия. Она занимает два выставочных зала Галереи изобразительного искусства Узбекистана: первая часть показывает весь творческий путь мастера, вторая часть посвящена работе архитектора в союзных республиках, в том числе в Узбекистане.

Камола Акилова, директор Национальной галереи Узбекистана: 

«В современном напряженном, динамичном мире культура и историко-культурное наследие выступают «мягкой силой», которая может влиять на общественное сознание, служить сближению различных народов и стран. В Узбекистане с приходом нового руководства страны изменилось отношение к наследию, которое стало пониматься не просто как прошлое, а скорее как ресурс будущего. И частью этого наследия является наследие великого русского и советского архитектора Алексея Викторовича Щусева, которое наиболее полно нашло отражение в проекте здания Государственного Академического Большого театра имени А. Навои. Здание ГАБТ имени А. Навои с самого начала стало одним из брендов Ташкента. Оно до сих пор поражает своей величественной монументальностью, необычностью, сочетающей в себе художественные традиции Востока и Запада. Данное сооружение является авторским и коллективным проектом одновременно, в котором отразились гений Великого Усто Алексея Щусева и коллективный труд уникальных мастеров-орнаменталистов резьбы и росписи по ганчу, художников, которые по замыслу Щусева должны были передать его концептуальные идеи. По замыслу автора проекта каждое боковое фойе, которых в театре 6, должно было иметь характер архитектурного декора, присущего той или иной области Узбекистана. Свой стиль, свои особенности имеют Ташкентский зал, Бухарский зал, Хорезмский зал, Самаркандский зал, Ферганский зал и Термезский зал. Это не просто театр, это театр-музей, синтезирующий в себе несколько видов искусства».

Наталья Шашкова, директор Музея архитектуры им. А.В. Щусева, куратор выставки: 

«Гениальность архитектора проявляется в том, чтобы, не поступаясь художественными принципами, в конкретных обстоятельствах места и времени создавать произведения, точно отвечающие потребностям общества. Алексей Щусев – гениальный архитектор. Он жил и работал в потрясающую эпоху: экономический подъем в Российской империи начала ХХ века, революция и утверждение нового социального строя, две мировые войны, – все эти события сопровождались радикальными переменами художественного курса. Неиссякаемый творческий азарт и высочайшее мастерство позволяли Щусеву при каждой смене главенствующего архитектурного стиля создавать произведения исключительного уровня и оставаться лидером профессионального сообщества на протяжении десятилетий. Более 80-ти реализованных проектов – редкое достижение, однако благодаря необыкновенной одаренности и работоспособности Щусев проявил себя и во многих других сферах. До последних дней он сохранял энтузиазм и свежесть взгляда. Музей впервые за 50 лет решился на масштабное высказывание о мастере. Для нас важно показать его таким, каким мы увидели его сами: ярким, талантливым, многогранным, преданным делу и своей стране человеком».

Марина Бондарева, председатель Попечительского совета Фонда развития науки и культуры «Таволга»: 

«Обширное наследие Алексея Щусева имеет мировую значимость и находится не только в России, но и за рубежом. Выставка в Ташкенте, посвященная творчеству архитектора, позволит рассказать широкой аудитории о его вкладе в развитие зодчества и градостроения, а также напомнит о важности сохранения культурного наследия. Мы очень рады принимать участие в этом международном проекте».

Камола Акилова, директор Национальной галереи Узбекистана: 

«Выставка «Алексей Щусев. 150 лет. Усто Меъмор», надеемся, станет заметным явлением в культурной жизни Узбекистана. Она обратит  взгляд специалистов не только на опыт прошлого, но и будет стимулировать творческие поиски архитекторов, дизайнеров, народных мастеров, художников к развитию в виде перспективных проектов. И возможно в будущих проектах синтез искусств вновь найдет в них свое воплощение. Надо отметить, что это первый совместный проект Галереи изобразительного искусства Узбекистана (НБУ) и Государственного научно-исследовательского музея архитектуры имени А.В. Щусева. Современный этап развития Узбекистана дает возможность плодотворного сотрудничества между музеями разных стран, а это всегда познание, которое обогащает не только творческую интеллигенцию, но и широкую общественность, сохраняя, таким образом, общую культурную память».

Архитектура выставки, разработанная Агнией Стерлиговой и командой архитектурного бюро Planet9, отражает основной замысел кураторов проекта: представить невероятно объемное и многослойное творчество Алексея Щусева во всем его многообразии и масштабе, структурируя пространство, уподобленное архитектурной мастерской с большими столами и многочисленными вариантами проектов на стенах.

Анна Громова, Председатель Наблюдательного Совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество»: 

«Первые опыты храмоздательской деятельности Алексея Викторовича Щусева обозначили его как гениального художника, создателя уникальных архитектурных форм, шедевров прикладного искусства, оригинальных декоративных мотивов, восходящих к расцвету Византийского искусства и наивысшим достижениям древнерусского зодчества. Августейшие заказы семьи Императора Николая II, и в особенности, великой княгини Елисаветы Феодоровны, облечали Щусева высочайшим доверием решать самый широкий круг имперских идеологических задач: от утверждения русского присутствия у мощей святителя Николая в Итальянском городе Бари до общероссийского почитания памяти героев Первой Мировой войны и запечатления в камне дел милосердия и помощи ближнему в созданной великой княгиней Елисаветой Феодоровной Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве. Мы по праву можем считать Щусева художником мирового масштаба, который сумел воплотить созвездие своих талантов, благодаря присущим ему неиссякаемой творческой энергии, оптимизму, редкому трудолюбию и гениальному умению создавать шедевры для Вечности и Славы своего Отечества, невзирая на потрясения времени и смену политических режимов».

На выставке представлено около 350 произведений из фондов Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева, 16 государственных музейных и архивных собраний, частных коллекций и архива наследников А.В. Щусева. Среди экспонатов – проектная архитектурная графика, эскизы и рисунки Алексея Щусева, документы, архивные фотографии, кинохроника – материалы к ключевым и малоизвестным проектам, часть из которых показана публике впервые.

Выставка открыта с 23 ноября 2023 года и продлится по 22 января 2024 года.

Фото: Музей архитектуры им. А.В. Щусева.


Участники событий и другие указанные лица:

  • Романов Николай II Александрович, император Всероссийский, царь Польский, великий князь Финляндский, правление ознаменовано экономическим развитием России при росте социально-политических противоречий и революций;
  • Щусев Алексей Викторович, русский и советский архитектор, действительный член Императорской Академии художеств, академик АН СССР, четырежды лауреат Сталинской премии.

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9573 публикации
Сайт: muar.ru/exhibitions/vystavka-aleksey-shchusev-150-usto-memor-9477/
Поделиться:

Интересно:

География фольклора: место действия мифов и сказок
28.12.2024 17:52 Аналитика
География фольклора: место действия мифов и сказок
В славянских мифах и сказках встречались реальные географические точки: богатыри охраняли заставы крупных городов, герои отправлялись в плавание по Волге-матушке, а князья царствовали в своих землях — Новгороде, Суздале и Москве...
В метро Москвы курсирует поезд, посвященный 100-летию Театра сатиры
28.12.2024 17:20 Новости
В метро Москвы курсирует поезд, посвященный 100-летию Театра сатиры
В московском метро появился новый тематический поезд. Он посвящен вековому юбилею Московского академического театра сатиры и будет курсировать в течение полугода. Каждый из пяти вагонов состава рассказывает об одном из 20-летних периодов жизни коллектива. Кроме того...
Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке
28.12.2024 13:31 Аналитика
Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке
Свечи вместо гирлянд, колядки вместо телевизора и письма вместо звонков: как отмечали новогодние праздники в XIX веке. В гости 1 января Традиция длинных новогодних праздников в России зародилась давно. В XIX веке торжества затевали с приходом Святок, целой череды...
Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...