07.12.2023 17:22
Новости.
Просмотров всего: 2567; сегодня: 2.

Дольмен Менга в Испании признан грандиозным инженерным сооружением

Дольмен Менга в Испании признан грандиозным инженерным сооружением

В Испании междисциплинарная команда ученых провела детальный анализ монументального сооружения - дольмена Менга. Анализ этого памятника показывает, что он представляет собой одно из величайших инженерных достижений эпохи неолита.

Как рассказывает Phys.org, в исследовательскую группу были включены археологи, геологи, инженеры и историки из нескольких институтов Испании. Свои выводы они обнародовали в журнале Scientific Reports. Дольмен Менга впервые был изучен при помощи самых передовых технологий. Результаты поразили ученых.

Теперь дольмен Менга представляет собой еще большую инженерную загадку, чем раньше. Этот древний курган расположен недалеко от Антекеры, провинция Малага. Предыдущие исследования показали, что его возраст составляет примерно 5700 лет. Он является одним из крупнейших мегалитических сооружений Европы, был построен на вершине холма из гигантских валунов. Достаточно сказать, что вес самого крупного из них превышает 100 тонн. 

Уже много лет исследователей не оставляет вопрос о том, как древние люди, обладавшие примитивными орудиями труда, могли обрабатывать и перемещать столь крупные строительные блоки. Новое исследование и было призвано найти на него ответ. Ученые тщательно изучили состав камней, которые использовались древними строителями. Это позволило определить места расположения карьеров, из которых они, вероятно, были доставлены к строительной площадке. 

Команда использовала методы петрографического и стратиграфического анализа. Результаты показали, что камни в основном представляют собой калькарениты, тип осадочной породы. Из-за их хрупкости такие камни называют мягкими, и ученые обратили внимание на данный факт. По их мнению, мягкие камни такой огромной массы было бы очень трудно транспортировать без причинения им вреда. Иными словами, в пути они могли расколоться, например.

Однако их доставили к холму без видимого внешнего ущерба, что уже само по себе предполагает определенный уровень инженерной сложности. Исследователи пишут в своей работе, что перемещение и возведение дольмена из таких больших, массивных, но хрупких камней потребовало бы тщательного планирования и очень сложных инженерных работ. Особенно это касается замкового камня, то есть того самого крупного валуна, который каким-то образом был уложен поперек верхней части камеры и все еще служит крышей дольмена.

Проведенные расчеты уточнили, что он весит около 150 тонн. Ученые говорят, что для его подъема и укладывания поверх камеры потребовались бы строительные леса и крепкие тросы. А для транспортировки таких блоков без ущерба для них потребовались бы еще и очень ровные дороги, существование которых 5700 лет назад трудно себе представить.

Исследовательская группа также утверждает, что дольмен был нарочно ориентирован определенным образом, чтобы указывать нужное направление. В частности, его положение ориентировано по близлежащим горам, благодаря чему внутри камеры возникают сложные световые узоры. Также современные ученые пришли к выводу, что инженеры древности разработали способ, позволивший установить камни меньшего размера по краям камеры. Предполагается, что они надежно защищали дольмен от сточных вод и предотвращали эрозию. 

Текст: Денис Передельский. Российская газета.

Фото: Scientific Reports (2023). DOI: 10.1038/s41598-023-47423-y.


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9573 публикации
Сайт: rg.ru/2023/12/06/monumentalnyj-dolmen.html
Поделиться:

Интересно:

География фольклора: место действия мифов и сказок
28.12.2024 17:52 Аналитика
География фольклора: место действия мифов и сказок
В славянских мифах и сказках встречались реальные географические точки: богатыри охраняли заставы крупных городов, герои отправлялись в плавание по Волге-матушке, а князья царствовали в своих землях — Новгороде, Суздале и Москве...
В метро Москвы курсирует поезд, посвященный 100-летию Театра сатиры
28.12.2024 17:20 Новости
В метро Москвы курсирует поезд, посвященный 100-летию Театра сатиры
В московском метро появился новый тематический поезд. Он посвящен вековому юбилею Московского академического театра сатиры и будет курсировать в течение полугода. Каждый из пяти вагонов состава рассказывает об одном из 20-летних периодов жизни коллектива. Кроме того...
Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке
28.12.2024 13:31 Аналитика
Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке
Свечи вместо гирлянд, колядки вместо телевизора и письма вместо звонков: как отмечали новогодние праздники в XIX веке. В гости 1 января Традиция длинных новогодних праздников в России зародилась давно. В XIX веке торжества затевали с приходом Святок, целой череды...
Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...