18.12.2023 16:03
Новости.
Просмотров всего: 5338; сегодня: 4.

18 декабря 1892 года прошла премьера балета Чайковского «Щелкунчик»

18 декабря 1892 года прошла премьера балета Чайковского «Щелкунчик»

Балет Петра Чайковского «Щелкунчик» в двух актах на либретто Мариуса Петипа по мотивам сказки Эрнста Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» был впервые исполнен на сцене Мариинского театра Санкт-Петербурга 18 декабря 1892 года.

В 1890 году Чайковскому было предложено написать одноактную оперу и балет - предполагалось, что оба произведения будут исполняться в один вечер. Работать композитор начал вместе с хореографом Мариусом Петипа - они постоянно обсуждали малейшие детали будущей постановки. Петр Ильич продолжал работу над музыкой даже во время путешествия на пароходе в США - он принимал участие в открытии знаменитого Карнеги-холла.

К февралю 1892 года спектакль был полностью закончен - Русское музыкальное общество очень благосклонно приняло премьеру сюиты из «Щелкунчика», а первая постановка на сцене Мариинского театра состоялась в декабре этого же года.

Первоисточник - сказка Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», вышедшая в 1861 году. По ней девочка Марихен Штальбаум получает в подарок довольно уродливую куклу - щипцы для колки орехов. В то время в Германии считалось, что щелкунчики приносят в дом удачу, поэтому дарить их было вполне обычным делом.

Ночью Щелкунчик оживает и вступает в битву с полчищем мышей. Крестный Дроссельмейер утром рассказал девочке таинственную историю о своем племяннике, которого заколдовал жестокий Мышиный король. Затем Марихен и ее кукол Клару и Щелкунчика снова атакуют мыши - после победы над ними они дружно отправляются в волшебное царство, где девочка становится настоящей принцессой.

На французский язык сказку перевел Эмиль Лабедолльер, а затем над художественной адаптацией и расцвечиванием перевода поработал создатель «Трех мушкетеров» Александр Дюма. Именно его версия и была взята за основу при работе над балетом.

«Щелкунчик» и опера «Иоланта» были показаны перед Новым годом в Мариинском театре - костюмами занимался Всеволожский, а дирижировал постановками Рикардо Дриго. Публике больше понравилась опера, а критики вообще приняли премьеру довольно прохладно. С тех пор два этих произведения никогда больше не ставились в одну программу.

Тем не менее постановка оставалась в репертуаре Мариинки еще три десятка лет - и довольно скоро воздушный, легкий и мелодичный спектакль стал очень популярен у публики, а традиция отдавать второстепенные роли ученикам профильных заведений осталась со времен премьеры балета и дожила до наших дней.

В Большом театре балет Перта Чайковского «Щелкунчик» впервые показали 21 мая 1919 года в постановке Александра Горского, с декорациями и костюмами Константина Коровина. Премьера состоялась в стране, разрушенной революцией и войной, - но даже тогда постановка была сделана с размахом. В первой версии 1919 года сцена была оформлена в виде огромного стола, на котором стоял кофейный сервиз, а из него по ходу разворачивания сюжета выпархивали танцоры.

Московской же версии балета выпал самый громкий успех - именно «Щелкунчик» в постановке Юрия Григоровича триумфально объехал весь мир - с 1966 года этот балет не покидает репертуар ГАБТа. Балет уже более века с успехом идет на подмостках других стран - отличаются костюмы и прочтение хореографии в разных постановках, но все равно он остается празднично-волшебным «Щелкунчиком». Одна из ярких и приметных версий - от балетмейстера Джорджа Баланчина. Впервые зрители Нью-Йорка увидели ее в 1954 году, и с тех пор количество поклонников этой постановки только растет.

Музыка балета Петра Чайковского использовалась и для создания полнометражных мультфильмов волшебной красоты: в 1940 году студия Уолта Диснея выпустила ленту «Фантазия», а Борис Степанцев создал анимационный фильм по сказке Гофмана - на нем выросли многие поколения советских детей.

Изображение из открытых источников.


Участники событий и другие указанные лица:

  • Всеволожский Иван Александрович, русский театральный и музейный деятель, сценарист, художник; тайный советник, обер-гофмейстер, директор императорских театров, директор императорского Эрмитажа;
  • Григорович Юрий Николаевич, советский и российский хореограф, балетмейстер, педагог, главный балетмейстер Большого театра, народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, двух Государственных премий СССР, Государственной премии РФ;
  • Коровин Константин Алексеевич, русский живописец, театральный художник, педагог, писатель, академик Императорской Академии художеств;
  • Чайковский Пётр Ильич, русский композитор, педагог, дирижёр и музыкальный критик, один из величайших композиторов мира.

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9573 публикации
Сайт: rus.team/events/premera-baleta-petra-chajkovskogo-shchelkunchik
Поделиться:

Интересно:

География фольклора: место действия мифов и сказок
28.12.2024 17:52 Аналитика
География фольклора: место действия мифов и сказок
В славянских мифах и сказках встречались реальные географические точки: богатыри охраняли заставы крупных городов, герои отправлялись в плавание по Волге-матушке, а князья царствовали в своих землях — Новгороде, Суздале и Москве...
В метро Москвы курсирует поезд, посвященный 100-летию Театра сатиры
28.12.2024 17:20 Новости
В метро Москвы курсирует поезд, посвященный 100-летию Театра сатиры
В московском метро появился новый тематический поезд. Он посвящен вековому юбилею Московского академического театра сатиры и будет курсировать в течение полугода. Каждый из пяти вагонов состава рассказывает об одном из 20-летних периодов жизни коллектива. Кроме того...
Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке
28.12.2024 13:31 Аналитика
Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке
Свечи вместо гирлянд, колядки вместо телевизора и письма вместо звонков: как отмечали новогодние праздники в XIX веке. В гости 1 января Традиция длинных новогодних праздников в России зародилась давно. В XIX веке торжества затевали с приходом Святок, целой череды...
Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...