21.12.2023 14:32
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 3421; сегодня: 3.

Почему дети не убегали из концлагеря в Скобровке?

Вы знаете, кто такой "полный донор"? Это человек, у которого взяли всю кровь. В Скобровке такими донорами становились дети. Для гитлеровской армии они были всего лишь живым сырьем.

Деревня Скобровка находится в 50 километрах от Минска. В конце мая 1944 года туда привезли группу ребят от 6 до 14 лет. И назвали все это "акцией спасения детей". 

- Запомним одну вещь: в Скобровке висели нацистские и бело-красно-белые флаги. Это детский лагерь. Это была акция, которая проводилась по всей прифронтовой линии Беларуси с целью якобы спасения детей из регионов прифронтовой зоны. На самом деле немцы проводили селекцию детей, часть отправлялась в лагеря для усыновления истинных арийцев. Там же была проведена показуха для родителей. Они приехали в первый раз - кормят за столами… Но это все было, что называется, чисто кадры. А потом что происходило… брали кровь у детей в Скобровке, - рассказал доктор исторических наук, профессор Игорь Марзалюк. 

"Юношеское поселение Скобровка" открывали торжественно. Были приглашены чиновники, лагерь даже освятили.

Отец Немшевич, настоятель Свято-Николаевского собора, 73 года: 

"Я, в числе другого духовенства, был приглашен немцами в одну из деревень недалеко от Марьиной Горки, как будто на открытие детского дома. <…> В 80 домах деревни, обнесенной колючей проволокой, страдали дети 9-13 лет, насильно отнятые у родителей. Когда мы совершали молитву, дети плакали… Мы пытались успокоить несчастных детей, но они плакали еще сильней, жалуясь, что у них немцы отняли матерей и отцов. Дети, плача, говорили нам, что у них немцы будут брать кровь. Дети просили спасти их…" 

Официальных документов, которые свидетельствует о существовании концлагеря, мало. Среди них - "Акт о детском лагере, созданном немецко-фашистскими оккупантами в селе Скобровка". Его подписали в 1944 году после того, как освободили Пуховичский район. 

- Жили в домах крестьян, колхозников деревни Скобровка. Есть разные показания. В акте говорится о 5-7 домах. Последующие опросы свидетелей, которые происходили уже в близкое к нам время, говорят о том, что, вероятно, было более 20, около 30 домов. Никто точно вспомнить не может, - описал попытки подсчитать председатель Союза писателей Беларуси, краевед, журналист Александр Карлюкевич. - Если домов было 7 и по свидетельству, по акту в каждом было от 25 до 30 детей, то разговор о нескольких сотнях детей. Хотя и эта цифра ужасающая, потому что ясно, что многие были умерщвлены в больнице в Марьиной Горке. А если домов было несколько десятков, то, конечно, можно поверить в ту цифру, которая периодически называется: 1500-1800 человек. 

Из докладной записки секретаря Минского подпольного обкома КП(б)Б И. Бельского, 13 июля 1944 года: 

"...немцы силой отбирали у родителей их детей от 7 до 14 лет и делали их донорами для своих солдат. Только в дер. Скобровка Пуховичского района гитлеровские кровожадные звери отвезли из деревень Стародорожского, Любанского и других районов до 3000 детей, морили их голодом и высасывали кровь для немецких солдат".

Из мемуаров генерал-лейтенанта Михаила Федоровича Панова:

"В Марьиной Горке наши части освободили 80 советских детей в возрасте 8-12 лет. Перед глазами гвардейцев предстали живые скелеты, обтянутые кожей. Дети едва держались на ногах, посинели от большой потери крови. Оказалось, что гитлеровцы превратили детей в доноров. Изуверы брали детскую кровь для своих раненых, не считаясь с жизнью маленьких пленников. Эта страшная картина усилила ненависть к врагам".

- 200 грамм хлеба, мясо почти не давали. Похлебка из щавеля, который они сами же и собирали. Молока не было, хотя администрация содержала небольшое стадо коров - понятно, чтобы решать свои продовольственные потребности. Только изредка давали мясо, как свидетельствуют те люди, которые были опрошены для протокола, - рассказал о быте скобровских узников Александр Карлюкевич. - Дети убегали. Что интересно - психология маленьких детей. Если они убежали в соседнюю деревню, чтобы найти продукты, чтобы кто-то подкормил, то мы можем в сегодняшнем времени сказать: а почему вообще не убежали, раз такая охрана была? Они бегали за продуктами, возвращались и опять жили в этих условиях. Надо понимать, что это дети, они думали по-другому. Им надо было прийти под какую-то крышу, попасть в какой-то коллектив, а не самостоятельно уйти в партизанский лес. Куда уйти? Для них это была загадка.

Долго о Скобровке молчали. Почему? Сказать сложно. Местные жители разъехались, кто-то ушел в партизаны, кто-то погиб.

- Откуда же возникла тема Скобровки? Не только из свидетельских показаний. Она уже возникла, когда начал активно работать в конце 80-х, в 90-е фонд "Взаимопонимание и примирение". Когда люди получали компенсацию за то, что находились в каких-то концентрационных лагерях, были в плену. Речь о мирном населении Республики Беларусь. Тогда стали появляться свидетельства, люди стали рассказывать. А до этого времени многие просто боялись, - добавил Александр Карлюкевич. - Когда я начал собирать материал об этом концентрационном лагере, Скобровке, уже в Марьиной Горке нашел свидетелей, которые стали вспоминать: так у нас же ходили, пытались сесть на поезд, кого-то снимали. Совсем малыши. Ясно, что они потом и не вспоминали, где они сели на поезд - на железнодорожной станции Пуховичей, в Минске или где-то в другом месте. Поэтому и показаний документальных фактически нет даже на уровне свидетельских показаний.

Одна из первых публикаций о Скобровке в начале нулевых - "Пленники вурдалаков". После выхода материала в печать люди начали писать в газету и рассказывать свои истории.

- Было где-то около десятка, может, немножко больше писем. В некоторых случаях - родственников, а в большинстве - письма тех людей, кто еще дожил до нашего времени из числа узников. Считайте: если в 1944-м им было 5-7 лет, кому-то 4 года, может быть, 8 лет, то прошло столько времени - разговор о начале нулевых годов, 60 почти лет - люди были пенсионного возраста. И они вспоминали и говорили, что боялись сказать о том, что были в концентрационном лагере. По разным причинам. Не только административного характера, а просто по социальным причинам люди не хотели об этом говорить, - вспомнил Александр Карлюкевич.

Краеведы по крупицам собирали информацию о Скобровке. Один из тех, кто не был равнодушным, - генерал-лейтенант в отставке Евгений Васильевич Микульчик. 

- Он входил в состав правления фонда "Взаимопонимание и примирение". Дружил с народным художником Советского Союза Михаилом Андреевичем Савицким. Он, наверное, и рассказал ему эту историю про Скобровку. Рассказал об этом месте. И человека, который сам прошел через фашистский концлагерь, это не могло не всколыхнуть. Поэтому, наверное, он свои физические силы потратил на то, чтобы работать над картиной, посвященной концентрационному лагерю в Скобровке, - добавил Александр Карлюкевич.

Изображение из открытых источников.


Исторические события:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9573 публикации
Сайт: www.belta.by/society/view/pochemu-deti-ne-ubegali-iz-kontslagerja-v-skobrovke-rasskazyvaem-o-zhizni-malenkih-donorov-606295-2023/
Поделиться:

Интересно:

География фольклора: место действия мифов и сказок
28.12.2024 17:52 Аналитика
География фольклора: место действия мифов и сказок
В славянских мифах и сказках встречались реальные географические точки: богатыри охраняли заставы крупных городов, герои отправлялись в плавание по Волге-матушке, а князья царствовали в своих землях — Новгороде, Суздале и Москве...
В метро Москвы курсирует поезд, посвященный 100-летию Театра сатиры
28.12.2024 17:20 Новости
В метро Москвы курсирует поезд, посвященный 100-летию Театра сатиры
В московском метро появился новый тематический поезд. Он посвящен вековому юбилею Московского академического театра сатиры и будет курсировать в течение полугода. Каждый из пяти вагонов состава рассказывает об одном из 20-летних периодов жизни коллектива. Кроме того...
Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке
28.12.2024 13:31 Аналитика
Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке
Свечи вместо гирлянд, колядки вместо телевизора и письма вместо звонков: как отмечали новогодние праздники в XIX веке. В гости 1 января Традиция длинных новогодних праздников в России зародилась давно. В XIX веке торжества затевали с приходом Святок, целой череды...
Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...