10.01.2024 17:49
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 13483; сегодня: 5.

О малоизвестных фактах из истории речного флота рассказал краевед

О малоизвестных фактах из истории речного флота рассказал краевед

Правнук старшего механика первого в стране речного ледокола Дмитрий Турунов передал набор инструментов своего предка историческому парку "Россия - моя история". Здесь планируют создать экспозицию, посвященную легендарному кораблю.

Корабли на заказ

Супермощный для своего времени "Саратовский ледокол" был построен в 1895 году в Англии, также как и специальный паром для перевозки вагонов, по заказу Рязано-Уральской железной дороги. Ледокол и паром должны были работать на железнодорожной переправе через Волгу.

В то время Великобритания была центром мирового кораблестроения. И "Саратовский ледокол", и позже первый российский арктический ледокол "Ермак" заказывали на верфях компании "Армстронг" в городе Ньюкасле.

Интересно, что трубы ледокола были расположены не как обычно, одна за другой по ходу движения судна, а поперек палубы. Это было связано с конструктивными особенностями парохода. Чтобы широкий корабль можно было провести через узкие каналы и шлюзы между Балтийским морем и Волгой, судно сделали сборным из двух частей - с водонепроницаемой переборкой, каждая с собственной паровой машиной.

Саратовец Петр Турунов, который ездил принимать корабль в Англию и потом проработал на нем главным механиком 27 лет, был судя по всему одним из примечательных людей своего времени. 

Петр окончил Александровское ремесленное училище (позже преобразованное в техникум, где потом учился Юрий Гагарин). До назначения на ледокол успел походить на волжских судах и отслужить в военно-морском флоте. 

Как считает директор Музея речного флота, волжский капитан Александр Азовцев, подобрать на такой корабль, как "Саратовский ледокол", главного механика было, может быть, даже сложней, чем капитана. Вообще же заместителя капитана по механической части на пароходах уважали больше, чем кого-либо. Об этом свидетельствует и флотское прозвище стармеха - "Дед".

- Петр Турунов был механиком от Бога, так о нем отзывался капитан "Саратовского ледокола" Николай Алексеевич Салеев, который в прошлом работал вместе с ним, а потом в Речном училище преподавал нам судовождение, и другие речники, - вспоминает Александр Николаевич. 

В 1915 году Турунову, как рассказал его правнук, присвоили звание почетного гражданина Саратова.

Крестный "Ермака"

В Музее речного флота в Саратове выставлен один из самых знаменитых снимков "Саратовского ледокола" - на палубе вдоль правого к зрителю борта стоят несколько человек.

- Крайний слева в фуражке - адмирал Степан Макаров, - рассказывает Александр Азовцев.

Знаменитый флотоводец специально приезжал в Саратов в 1897 году, чтобы изучить опыт плаваний "Саратовского ледокола" для заказа нового ледокола "Ермак" для работы в Арктике.

Полярный путешественник и писатель Игорь Смиливец в своей книге цитирует записи адмирала, которые хранятся в Российском госархиве Военно-морского флота: "Сведения о "Саратовском ледоколе" дали мне возможность заставить завод пересмотреть вопрос о крепости набора обшивки". В то же время Макаров отметил хорошее качество самой стали, написал, что "вмятины на корпусе от удара в лед никогда не сопровождались ни трещинами, ни нарушением крепости швов".

Машина любит ласку

Современников, попадавших в машинные отделения таких кораблей, как "Саратовский ледокол", поражали царившие там чистота и порядок.

У Петра Турунова была любимая присказка: "Машина любит ласку, чистоту и смазку".

В наборе, который передали в музей потомки мастера, есть слесарные инструменты для нарезания резьбы с английскими надписями - плашки и метчики. А еще угольник и несколько циркулей, в том числе для работы с металлом. Концы этого циркуля сделаны из сверхпрочной стали и оставляют след на любой другой, даже стальной, поверхности. Старинный прибор с циферблатом судя по всему служил для измерения частоты оборотов двигателя.

По словам Азовцева, сохранившиеся инструменты показывают, что Турунов был творческой личностью. Главный механик должен был уметь делать эскизы необходимых деталей, чтобы потом заказывать их на судоремонтном заводе.

Среди других личных вещей - набор визиток, приспособление для набивания патронов и полотняный мешочек для хранения дроби с надписью и рисунком головы лося. Видимо, их владелец был охотником. А еще, разумеется, рыбаком - об этом свидетельствует комплект больших рыболовных крючков. По словам Александра Азовцева, такие крючки на Волге использовали для ловли осетров.

Как рассказал мне Дмитрий Турунов, его предок, по семейным воспоминаниям, был очень высоким, выше двух метров ростом. После него осталось много самых разных инструментов, а еще крепкий надежный дом, который механик построил своими руками и где до сих пор живут его потомки.

Судя по всему Петр Николаевич был человеком не только рукастым, но и наблюдательным. Будучи в Англии, он пригляделся, как живут жители этой страны, и ему, очевидно, многое понравилось. Дом в поселке Увек, который механик построил после возвращения на родину, заметно отличался от традиционных российских изб. Он просторный, в комнатах высокие потолки, здесь, наверное, и рост хозяина повлиял, непривычно большие окна и их много, некоторые впоследствии потомки даже заложили.

Шесть лет набор инструментов и личных вещей главного механика "Саратовского ледокола" экспонировался на выставках в Музее речного флота, куда правнук передавал их на временное хранение. Александр Азовцев надеется, что теперь в парке "Россия - моя история" их сможет увидеть больше людей.

- История "Саратовского ледокола" - это свидетельство мужества, стойкости речников, хотелось бы, чтобы об их самоотверженном труде знала молодежь, - говорит волжский капитан.

Славная биография и горький финал

"Саратовский ледокол" проработал на Волге больше семидесяти лет. После того как в Саратове построили железнодорожный мост, корабль продолжал трудиться на такой же паромной переправе под Волгоградом. Освободил и вывел на воду десятки, а скорее сотни вмерзших в лед пароходов. Ледокол - дважды ветеран боевых действий. В годы гражданской войны большевики установили на корабле орудия и пулеметы и превратили его в военный корабль. А во время Сталинградской битвы "Саратовский ледокол" обеспечивал переправу наших войск.

Последняя примечательная страница в биографии ледокола - участие в строительстве автомобильного моста через Волгу в Саратове. Тогда же вместе с целым созвездием артистов театра "Современник" в 1965 году корабль снялся в фильме Олега Ефремова "Строится мост".

В 1968 году ледокол был выведен из состава флота и в этом же году затонул прямо у берега в Энгельсе, где был пришвартован. По одной из версий, корабль специально затопили, по другой - через разобранную палубу и разбитые иллюминаторы в трюм во время шторма попала вода. Уже несколько десятков лет в Саратове строятся планы о подъеме легендарного ледокола для создания там музея. О таких намерениях заявлял и теперь бывший губернатор Валерий Радаев. За прошедшие годы судно не раз обследовали водолазы. Как считает Александр Азовцев, полученная информация свидетельствует о том, что корпус корабля находится в хорошем состоянии. Прочная сталь, из которой он сделан, значительно превосходит используемую в современном судостроении. Несколько лет назад даже начались работы по подготовке к подъему судна, очистке корпуса от заполнившего его ила и песка. Однако они так и остались не завершены.

...Увидеть - нет, не "Саратовский ледокол", но во многом похожий корабль можно и сегодня. Правда, для этого придется пересечь почти всю нашу большую страну. В Иркутске на набережной на вечной стоянке стоит ледокол "Ангара". Он также был построен в Ньюкасле, но только на несколько лет позже "Саратовского ледокола". Работал на железнодорожной переправе на Байкале. И судьба его могла сложиться сходным образом. В прошлом столетии корабль после пожара был полузатоплен. Вот только иркутяне оказались большими патриотами, чем саратовцы. Они отреставрировали корабль, и еще в 1990 году там открылся музей. А вот "Саратовскому ледоколу", кораблю с гораздо более славной историей, не повезло...

Текст: Андрей Куликов. Российская газета. 

Фото: Википедия.


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9552 публикации
Сайт: rg.ru/2024/01/10/reg-pfo/korabl-i-dom-petra-turunova.html
Поделиться:

Интересно:

Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
27.12.2024 10:10 Персоны
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
Шихобалов Антон Николаевич (1827–1908) – видный самарский благотворитель, купец первой гильдии, коммерции советник, пожертвовал около 1,5 млн руб. Шихобалов происходил из крестьянской семьи, из села Наченалы Ардатовского уезда (сейчас территория Мордовии). Его отец занимался земледелием и...
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27.12.2024 09:03 Аналитика
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27 декабря 1908 года в городе Екатеринославе (современный Днепр) родился Василий Филиппович Маргелов – будущий советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. В историю он вошел как один из самых результативных командующих Воздушно-десантными войсками, который превратил их в элиту...
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
27.12.2024 06:29 Мероприятия
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
В декабре в бизнес-центре Государственного университета управления прошел Демо-день акселерационной программы «Технологии здоровой жизни 2.0», в рамках которого участники представили свои проекты, в числе которых – мобильные устройства для мониторинга здоровья, портативные биоанализаторы и другие...