27.11.2024 09:04
Аналитика.
Просмотров всего: 4846; сегодня: 76.

Древнерусская изба: внутреннее устройство и предметы интерьера

Древнерусская изба: внутреннее устройство и предметы интерьера

Чтобы детально реконструировать внутреннее убранство дома, нужно приложить немало усилий. Главным образом, помощь в этом нелегком деле могут оказать такие науки как этнография, иконография, а также разные археологические исследования, раскопки и даже некоторые письменные источники. Эти данные дают возможность примерно обозначить стандартные приёмы композиционных и конструктивных приемов, а также помогают выделить некоторые устойчивые черты интерьера жилого помещения древнерусской избы.

Особенно яркие устоявшиеся черты можно назвать уже сейчас: материал, из которого чаще всего было изготовлено все убранство дома - дерево; жилое пространство в избах было ограниченным; примерно одинаковая планировка, за счет установки печи, а также вся остальная меблировка. Именно это, наряду со всеми вековыми традициями уклада, определяло однообразие внутреннего убранства дома восточнославянского мира. Неподвижными элементами меблировки были полати, лавки, подвижными – столец, скамья; для хранения домашнего скарба и одежды использовались коробья, сундуки и кулебы.

В древней и средневековой Руси крестьяне стремились добиться максимального уюта и функциональности, вложив минимум материальных средств в создание интерьера. Основной причиной такого подхода являлся обычный людской прагматизм. Основные элементы интерьера во многих домах были максимально похожи друг на друга, как и сама планировка. Отличительными особенностями могли быть резные узоры на лавках и сундуках, отделка печи, форма столов, стульев, возможность передвигать некоторые предметы мебели.

Также стоит сказать, что ранее не практиковалось разделение пространства помещения стенками или перегородками. Благодаря подобной нерасчлененности пространства помещения и достигалась цельность восприятия интерьеров древнерусской избы.

Печь в древнерусской избе

Одним из важнейших предметов быта, и даже скорее самым главным элементом в любом доме, была печь. Она была тем самым домашним очагом, во всех возможных смыслах этого слова. Неслучайно в древнерусский период дом ассоциировался не только со словом «изба», но и со словами, связанными с печью – «истьба», «истобька», «истопка».

Печь не только отапливала помещение, но и являлось местом для приготовления пищи, а также часто спальным местом. Во многих древнерусских текстах, а также в устном народном творчестве это упоминается очень часто.

Постепенно печь превратилась не просто в обязательный элемент быта, но также становилась и одним из важнейших украшений интерьера. Стремление людей к красоте поспособствовало выработке лаконичных и совершенно разных способов оформления очага и околопечного пространства у русских мастеров. Чаще всего для этого использовались такие материалы как: дерево, глина, кирпич. Самым популярным и наиболее древним способом украшения была побелка и роспись печи.

Сплошные изразцовые плоскости получили широкое распространение немного позже, в XVI-XVII вв., а включение отдельных изразцов известно с раннего средневековья, примерно с XI в. Обязательным элементом декора печей были припечные доски, которыми закрывалось устье истопки. Их, как и многие другие предметы обихода, вырезанные из дерева, украшали узорной резьбой. Например, в одной из новгородских построек XIV в. плоскость столбов опечка в нижней, выступающей части, была декорирована простыми геометрическим орнаментом.

Внутреннее устройство избы и неподвижная мебель

Околопечное пространство, как правило, выделялось двумя специальными перекладинами, или как еще говорили, грядкой. Эти два бруса закреплялись над челом печи. Опорой им служил массивный опечный столб, который называется стамик, его торцы заводились в стены дома. Верхнюю часть стамика – головку, обтесывали в виде плавного мягкого завитка или шарика, а наиболее искусные мастера могли позволить себе вырезать лошадиную голову. Чем красивее получалось декорирование, тем чаще стали украшать стамик именно лошадиными головами, что спустя некоторое время дало свои плоды и стамики также стали называть «кониками».

Один из известных конструктивных приемов, которые были описаны разными исследователями, была невысокая перегородка, которая отделяла стряпущую (шомнушу) от остального пространства избы. Представляла она из себя красивую ширму с архитектурно обработанными плоскостями или резными приголовными фигурами. Чаще всего она врезалась в ближайшую стену и таким образом перегородка стала относиться к неподвижной мебели, которая рубилась и встраивалась в стены и полы одновременно с постройкой избы.

Мебель, изготовленная таким способом, образует с избой единое целое, и не имеет возможности быть передвинутой в другое место. Одними из самых распространенных вариантов такого убранства были, так называемые, поставцы, полати, лавки и многое другое.

Наряду с печью, важным элементом интерьера и являлись те самые лавки, врезанные в стену. Впервые укрепленные подпорными стенками земляные лавки были зафиксированы в полуземляночных жилищах роменской культуры. Такие лавки были традиционными и в древнерусских жилищах Суздаля, Рязани, Вышгорода и некоторых других городов. Ночью, чаще всего, такие лавки использовались как ложе, что подтверждается во многих древнерусских письменных источниках, а также в дошедших до наших дней идиоматических выражениях. В качестве примера можно привести известное многим выражение «семеро по лавкам». 

В ряде построек XII в. были обнаружены остатки столбов, вкопанных на некотором расстоянии от стен. Вероятно, с опорных столбов перекидывались брусья, торцы которых заводили в стену сруба, а на них укладывались доски уже самих лавок.

Для украшения встроенных лавок использовались различные резные доски, пришитые к наружному торцу лавки. А также специальные стамики, которые подпирали саму лавку в нескольких местах. Резьба на них придавала некоторую изысканность простым деревянным сооружениям.

Чтобы стены не пустовали, а также и для наиболее размещения утвари, они заполнялись врезанными полками, для мелких предметов быта. Наиболее общий термин, обозначающий такие полки - поставцы. Некоторые полочки, используемые для хранения посуды, могли иметь название, более узко отражающее цель их использования: блюдники, мисники, судники и т.д. Стационарные поставцы врубались в пристенные столбы и состояли из нескольких полок, расширяющихся сверху вниз. На более широких, нижних полках, держали массивную посуду (тазы, миски, горшки), а на верхних, более узких, мелкую утварь (тарелки, крынки, ковши).

Особые внимание мастера XVII-XIX вв. уделяли шкафам, которые эволюционировали из поставцов. Также можно встретить и другие название этих предметов мебели: «шафы» или «шахвы».

Также к стационарным предметам интерьера можно отнести специальные вешалки или крюки. Такие детали на стенах, чаще всего, имели особую форму, по которой некоторые и получили свое название, они вырезались в основном из дерева. Металлические крюки наиболее редкая находка в древнерусских избах. Использовались они как для удобного хранения различной утвари (половники), конной сбруи, так и в качестве вешалок для верхней одежды. Наиболее распространены были крюки-спицы. Они вбивались в паз или трещину в стене, и вырезались в форме птичьих голов или звериных голов.

Подвижная мебель в древнерусской избе

Помимо встроенных лавок в древнерусской избе встречались и переносные скамьи. Стандартное место размещения этого элемента мебели - у стола. Наиболее архаичный и часто встречаемый вариант таких скамеек создавался из простого тесаного ствола с обрубленными сучьями, которые использовались в качестве ножек. Иногда такие скамьи имели всего две ножки на одном торце в то время, как другим торцом они опирались на врезанные скамьи. Иногда для закрепления торца специально вырезали пазы в стенах. Такие скамьи называются приставными.

Некоторые переносные скамьи могли иметь более современный тип - с четырьмя ножками или с глухими досками по концам, вместо них. Если у скамеек вырезались спинки, то они обязательно украшались резным орнаментом, как и боковины таких скамей. Вероятно, некоторые мастера дополняли свои работы еще и подлокотниками, которые оформлялись объемными скульптурными изображениями. Так ученые этнографы склонны объяснять появление различных частей деревянных зооморфных скульптур новгородской коллекции со следами скола, словно отломанных от какого-то крупного предмета.

Помимо лавок, стационарным предметам мебели также являлся стол. Вообще, изначальное значение термина «стол» - «нечто застланное», что также можно относить не только к столу, в современном его представлении, но и к лавкам, скамьям и сиденьям. Прообраз же передвижного стола - неподвижные глинобитные столы с глинобитными лавками около них - известен в пронских жилищах XI-XIII в., найденных в Рязанской области и в землянках XII в., обнаруженных под Киевом.

После, когда столы не стали врезаться в пол, они все равно имели определенное место в доме - в переднем углу. Так он занимал меньше места, а также был удобен для всей семьи. Такой стол имел определенную раму, связывающую толстые короткие ножки стола. Столешница состояла из плотно скрепленных между собой досок, при этом столешница была съёмной.

Как было уже сказано выше, интерьер и меблировка в древнерусских избах несла в себе рациональный подход. Вот и подстолье передвижных столов использовалось не только для того, чтобы устанавливать на него столешницу для обеда. Одним из распространенных вариантов использования этого пространства - содержание в нем кур в холодные зимы. В таких случаях, нижнюю часть обносили специально для этого сбитыми деревянными решетками. В другое время, или в отсутствие кур, подстолье использовалось для хранения посуды.

Вероятно, переходным моментом от неподвижного к передвижному является стол, который врубался узкой стороной в фасад сруба, имеющий с противоположной стороны только две массивные ножки.

Другие варианты подвижной мебели русской избы очень скудны. Например, к такой мебели можно отнести табурет. А вот варианты таких невысоких стульчиков очень разнообразны. Наиболее известный вариант табурета - часть дупла или выдолбленный особым образом ствол дерева. Их обшивали разноцветной тканью или вырезали на них узоры. Наиболее близкими к ним по форме можно считать те стулья, которые собирались из четырех гнутых прутьев, со вырезанными пазами в строго определенных местах. Остов такого табурета был кубическим, а верхнюю плоскость перекрывали досками, для которых и делались пазы в основе.

Вообще само слово «стул» стало появляться в письменных памятниках только с XVI в. Ранее, для обозначения этого понятия употреблялись такие слова, как «седло», «селище» или «столец».

Различные варианты табуретов, стульев или кресел - могли иметь и более сложную форму, чем описанные выше варианты. Например, советский археолог Б. А. Колчин (1910-1984), связывает множество находок резных спинок их новгородской коллекции дерева именно с креслом. Они однообразны по форме и орнаменту. В задней стенке прорезаны специальные пазы для крепления. Подобные варианты могли иметь резные боковины или подлокотники с художественно обработанными поверхностями.

Кровать в народном быту была очень редким явлением, именно поэтому лавки и печи использовались как лежанки. Из разных древнерусских источников также известны такие варианты названия этого предмета мебели, как - ложе, легало, постеля. Само слово «кровать» тоже можно найти в древнерусских текстах. Например «Слово о полку Игореве»: «Одевахе мя, рече, чръною паполомою на кровати тисовой...»

Наиболее вероятным выводом, который можно сделать на основе этого и некоторых других источников - кровать была предметом роскоши. То есть, только дворяне и другие обеспеченные представители различных сословий могли позволить себе спать именно на кровати, а не на одре, ложе, лавке, печи.

Обязательной частью обихода в древнерусских избах была подвесная люлька, или колыбель, которая представляла собой невысокий ящик без дна, согнутый из луба, либо раму, сбитую из четырех планок. Вместо дна натягивали специальную ткань, бересту, луб. Подвешивались такие люльки на гибком шесте, закреплённым под потолком. Благодаря такому подвешенному состоянию матери, бабушки и могли укачивать детей. Этимологически само слово «колыбель», также как и «зыбка», еще один вариант названия этого предмета, произошло от слова «колыбать», что означало само действие - укачивание.

Особое место в интерьере древнерусского жилища занимали, так называемые, укладки. Они включали в себя всевозможные переносные хранилища для вещей и предметов. Это и лубяной короб, и деревянный сундук, и липовая кадка, скрыни для хранения одежды и многое другое.

Самая древняя форму сундука - простой деревянный ящик с крышкой. Размер таких сундуков мог быть совершенно разным, он зависел от его предназначения. Наиболее распространенная форма таких сундуков, чаще всего, применялась в качестве особого короба, в котором родители собирали своим дочерям приданое.

Кубел мог иметь разнообразные формы. Преимущественно, это высокая, узкая, почти цилиндрическая кадка с ушками, полностью съемной крышкой и накладной проушиной для замка.

В древнерусских избах также имелось немало предметов быта, сочетающих в себе разные функции. Например, рундуки – длинные лавки-лари, которые упоминались среди убранства княжеского терема в «Сказаниях о Мамаевом побоище». Рундуки выполняли несколько функций: это и возможность хранения некоторых ценных вещей, и «седло», и ложе на ночь. 

Религиозные предметы в русской избе

Особое место в любой древнерусской избе, в тот период времени, занимали предметы религиозного культа. И не играло особой роли какого именно, так как нередко христианские образа соседствовали с языческими предметами. Об этом странном соседстве говорят многие исследовательские работы, древнерусские тексты, а также и некоторые современные поверия, которые сейчас хоть и относятся к христианским традициям, но на самом деле имеют вполне очевидные языческие корни.

Немецкий историк и дипломат Сигизмунд фон Герберштейн (1486-1566) писал: «В каждом доме и жилище на более почетном месте у них имеются образы святых, нарисованные или литые; и когда один приходит к другому, то, войдя в жилище, он тотчас обнажает голову и оглядывается кругом, ища, где образ...».

Также обязательно стоит упомянуть о таких предметах домашнего рукоделия как прялка или ткацкий станок. Потому что представить себе избу без прялки или станка практически невозможно. Особенно в зимнее время, хозяйки и их дочери вытаскивали из сеней свои прялки и садились за рукоделие.

Заключение

Чтобы наиболее верно представить и описать все особенности внутреннего убранства древнерусского жилища - избы, необходимо учитывать также и ярко выраженное социальное неравенство древнерусского общества, которое накладывало отпечаток и на внешние, и на внутренние характеристики домов. Это было очевидным уже для Иоанна-дьяка, одного из составителей «Изборников Святослава» (11 век), укорявшего владельца богатого дома: «ты же жив дому, повалуше испьсав, а убогый не иметь, къде главы подъклонити» и призывавшего подумать «...о убогыхъ, како льжать ны-ныне, дождевыми каплями, яко стрелами пронжаеми, а другыя от неусповения седяща, водою подъяты».

Это одна из наиболее древних дошедших до нас рукописных древнерусских книг, наряду с «Остромировым Евангелием».

Данный древнерусский текст отражает реалии того времени, когда мелкие деревянные избы, в которых могли жить семьи с большим количеством детей, стояли по соседству с резными деревянными хоромами или каменными теремами. Многие бедняки в таких условиях стремились обустроить свое жилище немного лучше, чем сосед. Это стремление вполне подтверждает этнографический материал крестьянских изб.

Многим хозяевам изб это удавалось очень хорошо. Не имея достаточных средств, они могли искусно использовать ограниченное пространство внутри жилища и обиходить его таким образом, чтобы это было не только красиво и уютно, но и функционально.

Изображение (фото): портал "Культура.РФ"


Исторические события:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9573 публикации
Сайт: mednolit.com/drevnerusskaya-izba-vnutrennee-ustrojstvo-predmety-interera
Поделиться:

Интересно:

География фольклора: место действия мифов и сказок
28.12.2024 17:52 Аналитика
География фольклора: место действия мифов и сказок
В славянских мифах и сказках встречались реальные географические точки: богатыри охраняли заставы крупных городов, герои отправлялись в плавание по Волге-матушке, а князья царствовали в своих землях — Новгороде, Суздале и Москве...
В метро Москвы курсирует поезд, посвященный 100-летию Театра сатиры
28.12.2024 17:20 Новости
В метро Москвы курсирует поезд, посвященный 100-летию Театра сатиры
В московском метро появился новый тематический поезд. Он посвящен вековому юбилею Московского академического театра сатиры и будет курсировать в течение полугода. Каждый из пяти вагонов состава рассказывает об одном из 20-летних периодов жизни коллектива. Кроме того...
Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке
28.12.2024 13:31 Аналитика
Как праздновали Новый год и Рождество в XIX веке
Свечи вместо гирлянд, колядки вместо телевизора и письма вместо звонков: как отмечали новогодние праздники в XIX веке. В гости 1 января Традиция длинных новогодних праздников в России зародилась давно. В XIX веке торжества затевали с приходом Святок, целой череды...
Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...