10.12.2024 13:05
Аналитика.
Просмотров всего: 2898; сегодня: 15.

Договор о взаимопомощи между СССР и Францией

Договор о взаимопомощи между СССР и Францией

10 декабря 1944 года был подписан договор о взаимопомощи между СССР и Францией.

В предвоенные годы советское правительство стремилось к развитию советско-французских отношений во имя сотрудничества и безопасности в Европе. С этой целью СССР заключил с Францией в 1932 г. договор о ненападении и в 1935 г. договор о взаимной помощи.

В связи с неудачей советско-англо-французских переговоров летом 1939 г. относительно совместных действий против фашистской угрозы (это было связано со скрытым стремлением правящих кругов Великобритании и Франции направить немецкую агрессию на Восток) СССР был вынужден пойти на заключение известных договоров с гитлеровской Германией, осужденных Францией и другими западными странами.

Несмотря на военный союз с Великобританией, Франция в мае — июне 1940 г. потерпела сокрушительное поражение от Германии, оккупировавшей две трети территории страны (с ноября 1942 г. — и всю страну). 

Как же готовился договор 1944 года и что этому предшествовало?

В одном архиве лежит «Дело № 3 по обеспечению безопасности движения литерного поезда особой нормы». Дело начато 21 июня, а окончено 27 ноября 1944 г. В нем находятся документы о мерах по сопровождению какого-то поезда в ноябре 1944 г. по маршруту Сталинград–Москва.

Итак, местные чекисты подготовили для кого-то лучшие паровозы (резервные и контрольные); подали четырехосный крытый вагон, загруженный камнем; проверили «проверенных» железнодорожников, на каждого завели досье; на станциях Арчеда, Бекетовка, Сальск «произвели заблаговременно анализ воды», проверили топливо на наличие взрывчатки и взяли это всё под охрану; пути «привели в отличное состояние»; для проверки работ путевых бригад «включили в состав проверенную агентуру из числа путейцев»; оперативные сотрудники лично осмотрели стрелки.

Кроме того, всех подозрительных на вокзалах, на перегонах задерживали за двое суток до прохода состава; на станциях и в поселках, прилегающих к железной дороге, проводили ежедневные досмотры и проверку документов; согласно плану агентурно-оперативных мероприятий, охрану пути вели 1.780 военнослужащих внутренних войск НКВД (особенно мосты, трубы, переезды, подъемы, спуски, изгибы пути). Кроме того, вдоль всего пути выстраивалась «живая изгородь» из солдат (по одному человеку на каждый километр пути), а за их спинами - «второе кольцо» охраны.

Так кто же ехал в ноябре 1944 г. по этому маршруту? В деле - ни полслова об этом. Версия о поездке Сталина отпадает, в Сталинграде он был годом ранее, возвращаясь с Тегеранской конференции. Это был последний визит в город, носящий его имя.

Методом исключения остается Шарль де Голль. Известно, что Глава Временного правительства Французской Республики следовал в Москву через Баку и Сталинград для подписания важного договора. Причем тогда в деле фигурирует Сальск? Известно, что поезд прибыл в Сталинград 30 ноября. А это близко к дате окончания дела. Случайно ли это? Но дело начато 21 июня, а де Голль высказал пожелание советскому послу Богомолову приехать в СССР 8 ноября. Хотя остаются вопросы, представляется, что пассажир литерного поезда выяснен и на одну загадку истории стало меньше. 

В Москве 2 декабря торжественно делегацию встретит Молотов с Почетным караулом, но только через неделю переговоров 10 декабря они подпишут Договор о союзе и взаимной помощи.

Изображение (фото): Центральный музей Вооруженных Сил


Исторические события:


Участники событий и другие указанные лица:


Договор о взаимопомощи между СССР и Францией

Договор о взаимопомощи между СССР и Францией


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9552 публикации
Сайт: dzen.ru/a/Z1fnbEiU3yjwzdO8
Поделиться:

Интересно:

Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
27.12.2024 10:10 Персоны
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
Шихобалов Антон Николаевич (1827–1908) – видный самарский благотворитель, купец первой гильдии, коммерции советник, пожертвовал около 1,5 млн руб. Шихобалов происходил из крестьянской семьи, из села Наченалы Ардатовского уезда (сейчас территория Мордовии). Его отец занимался земледелием и...
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27.12.2024 09:03 Аналитика
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27 декабря 1908 года в городе Екатеринославе (современный Днепр) родился Василий Филиппович Маргелов – будущий советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. В историю он вошел как один из самых результативных командующих Воздушно-десантными войсками, который превратил их в элиту...
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
27.12.2024 06:29 Мероприятия
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
В декабре в бизнес-центре Государственного университета управления прошел Демо-день акселерационной программы «Технологии здоровой жизни 2.0», в рамках которого участники представили свои проекты, в числе которых – мобильные устройства для мониторинга здоровья, портативные биоанализаторы и другие...